Об изучающем Тору, который живет на содержании у общины
Рав Хаим СУНИЦКИЙ Раввин портала www.torahone.com
В этой короткой статье я хочу познакомить читателя с одной важной респонсой раби Шмуэля Абуава1 («Двар Шмуэль» 138). Эту респонсу цитируют «Беэр Эйтев» (231.1) и «Мишна Брура»2 (в «Биур Алаха», там же). Раби Шмуэль Абуав отвечает на вопрос: что лучше для человека — изучать Тору и жить при этом за чужой счёт, или зарабатывать себе на жизнь, а учиться в свободное от работы время? Причина по которой я решился на перевод его ответа, состоит в том, что хоть его и цитируют многие книги, но точные детали респонсы, на самом деле, в сумме дают несколько иное впечатление, нежели то, которое может сформироваться из отдельных цитат. Моя цель — предоставить русскоязычному читателю возможность самому судить о том, что именно сказал этот великий мудрец, какую именно ситуацию он обсуждает, и насколько эта ситуация применима к нашей действительности3. Я привожу респонсу почти полностью, сократив лишь вступительную часть ответа, где автор восхваляет задавшего вопрос4, а также ряд несущественных деталей. Я сопроводил эту респонсу пометками и ссылками, но что- бы подробно изучить данную тему, нужно, конечно, прочитать все источники, которые приводит автор «Двар Шмуэль». Они очень длинные и подробные, и их полный перевод представляет собой отдельную задачу.
Вопрос: Какой лучше путь выбрать человеку5: заниматься ли исключительно Торой и иметь многочисленных учеников, хотя в этом случае ему придется брать деньги у других, или же заниматься только работой6 в течение всей недели, кроме Субботы? Ответ: Вы спрашиваете лучше ли для Вас заниматься целый день Торой и не беспокоиться о том, как накормить семью, поскольку содержать вас будут другие, или работать, чтобы содержать большую семью, но тогда Ваш «Бейт Мидраш»7 будет закрыт всю неделю, и только по Субботам он будет открываться. И вот я выполню Вашу просьбу, и сообщу вкратце моё мнение на этот счёт. Ваш глаз уже видел все, что написано великими мудрецами на эту тему, и сколько на этот счет пролито чернил и сломано перьев. Первый, кто говорит на эту тему — это Рамбам в своём комментарии к трактату «Авот» (гл. 48) и он в этом строг, и не разрешает человеку получать деньги от других ради того чтобы тот мог заниматься Торой. Но те законоучителя, которые пришли после него, оспаривали его мнение и нашли причины чтобы относиться к этому более мягко. И можно посмотреть, что написали Тур («Йорэ Деа» 2469), «Бейт Йосеф», Маарам10, Маарамай11, Бах12, Таз13, Шах14, а также книгу «Ям шель Шломо»15 и [комментарий] «Кесеф Мишна»16 к Рамбаму («Илхот Талмуд Тора» гл.517), и привел их слова и добавил свои рассуждения [автор книги] «Штей Ядот»18 [в той части этой книги, которая называется] «Дерех Хаим» (стр. 80), а также дон Ицхак Абарбанель в книге «Нахалат Авот»19, а также ответ рава Шимона бен Цемаха Дурана20, свет которого до нас не дошел21.
Так вот, мне кажется, что даже Рамбам согласится в нашей ситуации разрешить брать деньги от других, потому что в данном случае иначе не сможет человек изучать [Тору] и обучать других Торе, чтобы многие люди получили заслугу от его учебы, но [будет это возможно] только если другие будут его содержать. Мы также находим в Талмуде («Ктубот» 106а) что судьи получали зарплату от общины, и так поставил сам Рамбам («Илхот шкалим» 4.7): «Те, которые проверяли свитки Торы, получали за это зарплату … и если им не хватало на содержание семьи, то им выдавали больше». И раз так, то как же может прийти в голову в той ситуации, которую Вы описали, что лучше Вам заниматься суетным и не изучать, и не получать мудрость всю свою жизнь, что приведет ко множеству камней преткновения? Ведь изучение приводит к правильному соблюдению заповедей. И как можно не давать возможность другим получить заслуги, которые зависят от Вас, когда эта возможность существует только если Вы будете получать зарплату от своих братьев? И вот так написал Маарам Лонзано22: «[Он может брать деньги] во Имя Небес если он видит, что если не будет получать от других, а только зарабатывать сам, то он не сможет заниматься Торой. Поэтому он говорит в сердце своем: «Лучше я совершу небольшой грех и воспользуюсь другими, чем забуду всю Тору Всевышнего». И тем более в Вашем случае, когда нет никакого греха, а наоборот — будет много грехов, если не будете изучать Тору и обучать ей. Ведь душа, которая занимается Торой только раз в неделю, называется разрушающей себя.
Однако следует стараться всеми силами и заниматься Торой, и зарабатывать на жизнь, и это наилучший вариант. Но если это невозможно, то пусть человек держится за Тору, а пропитание придёт от Всевышнего, и он все равно получит полную награду. И если человек действует с такими намерениями, то Тот, Кто проверяет сердца засчитывает это так, как будто все сделано идеальным образом.
Но чтобы все это было приемлемо наилучшим образом, нужно чтобы выполнялись два условия, о которых пишет Абарбанель, а именно, что Вы будете получать только минимальное количество денег, которые вам необходимы для содержания семьи, и что Вы будете брать деньги не от отдельных людей, а только от самой общины. И вдобавок я добавил [еще одно] условие, которое я уже советовал другим моим знакомым в подобной ситуации, чтобы они приносили пользу общине, [делая] то, что относится к трем основам, на которых стоит мир23: Тора, служба и добрые дела. То есть они должны обучать маленьких детей и следить за ними, чтобы те выросли праведными, и также проверять книги, тфилин и мезузы, и также следить за общинной шхитой и проверкой кашерности животных, и делать все остальное, что требует постоянной проверки, особенно в наших поколениях. И еще чтобы они судили людей праведным судом — и богатых и бедных, не ради награды. Тогда получится, что у Вас кроме Торы будут занятия, которые включают полезную деятельность, и в таком случае Вам точно разрешено будет получать своё пропитание от общины. И наоборот — тогда [пропитание, получаемое от других] будет засчитано Вам как «цдака» с Небес, и награда за заповедь — заповедь24. Вот всё, что я хотел Вам сообщить, и пусть все будет у Вас хорошо! * * * Исходя из вышеприведенного ответа, читатель может самостоятельно оценить, насколько данная респонса «оправдывает» образ жизни аврехим, посвятивших себя изучению Торы и живущих на стипенди. Мне представляется, что этот ответ раби Шмуэля Абуава может скорее служить обоснованием современного института раввината, где предполагается что раввинов содержит община, но не системы коллелей. Важно отметить, что даже раввину раби Шмуэль советует, по возможности, иметь собственный заработок, который не связан с изучением Торы, и разрешает брать деньги у общины чтобы прокормить семью лишь в том случае, когда нет другой альтернативы25.
1 1610 –1694. Автор был родом из сефардских евреев, жил в Италии. «Мишна Брура» и другие законоучителя часто цитируют его респонсы.
2 «Мишна Брура» удивляется, что автор «Беэр Эйтев» процитировал вопрос, но не привел ответа на него. В итоге «Мишна Брура» приводит части ответа, а я впервые перевел на русский язык практически весь ответ, пожертвовав лишь некоторыми нерелевантными деталями. Автор часто использует поэтичные фразы, которые я для простоты сократил, но все основные пункты респонсы я сохранил.
3 Сегодняшняя модель «коллелей» во многом опирается на слова «Мишны Бруры», в которой Хафец Хаим ссылается на данную респонсу раби Шмуэля Абуава. Эту статью можно рассматривать как дополнение к словам рава Александра Айзенштата в статье «Парнаса» («Мир Торы» №57). В частности, рав Айзенштат пишет там следующее: «И если бы учащийся этого «русского» учреждения («коллеля» — прим. Х.С.) обратился к серьезному, большому раввину, с вопросом что ему делать и как ему жить, то очень может быть, что он получил бы ответ, который удивил бы многих заложников вышеупомянутой модели («Сидеть и учиться». Отмечу, что рав Айзенштат также оспаривает возможность экстраполяции на «русских» баалей тшува принципа «Довольствоваться малым», который является важной частью образа жизни аврехим, но это из-за семей, которые не готовы жить в нищете. Стипендий, получаемых в коллелях, не хватает на самое необходимое, и человек попадает в долги. Однако раби Абуав обсуждает ситуацию, когда община может обеспечить изучающему Тору необходимое пропитание. — прим. Х.С.)».
4 Видимо тот, кто задал вопрос, сам являлся раввином, и потому в ответе раби Абуав именует его титулом ר»מהר («морейну а-рав, рабейну») — это уважительная форма обращения по отношению к раввинам.
5 Автор респонсы лаконично приводит слова Раби в «Авот» (2.1).
6 Автор «Мишны Бруры» считает, что и в этом случае речь идет о ситуации, когда он сможет заниматься Торой каждый день, а иначе, если он будет только работать, как он выполнит заповедь изучения Торы? Но на самом деле, тот, кто занят, исполняет заповедь изучения Торы даже читая «Шма» дважды в день («Йорэ Деа» 246.1), хотя на это разрешение полагаются только в том случае, когда нет другого выхода.
7 У задавшего вопрос был собственный «Бейт Мидраш» — Дом изучения Торы.
8 Комментарий к мишне 5.
9 Сам Тур приводит слова Рамбама, но автор имеет в виду, что комментаторы Тура приводят облегчающие мнения.
10 Видимо, так он называет Рама.
11 Может быть, имеется в виду автор «Трумат а-дешен» («Псаким ве-ктавим» 128).
12 «Байт Хадаш», комментарий к Туру раби Йоэля Сиркиса.
13 «Турей Заав», комментарий к «Шулхан Аруху», «Йорэ Деа» 246.7.
14 «Сифтей Коэн», комментарий к «Шулхан Аруху», «Йорэ Деа» 246.20.
15 Раби Шломо Лурия («Хулин» 3.9).
16 Комментарий раби Йосефа Каро к Рамбаму.
17 Здесь ошибка переписчика. На самом деле, должна быть указана 3-я глава.
18 Раби Менахем Лонзано, см. ниже цитату из этой книги.
19 Комментарий Абарбанеля к трактату «Авот» (4.5).
20 Ташбец 1.142 и неск. следующих ответов.
21 Тем не менее, у нас сохранился этот его ответ.
22 Раби Менахем Лонзано, итальянский раввин, грамматик и каббалист, жил в XVI веке.
23 «Авот» 1.2.
24 «Авот» 4.2.
25 См. также «А-ешива ве-а-ишув» рава Михаэля Дова Вайсманделя. Автор пишет, что во времена Мишны и Талмуда мудрецам давали возможность заработать путем предоставления преимущественного права продажи на рынке (остальные торговцы не продавали товар, пока не продал мудрец). Сам рав Вайсмандель пытался организовать в Америке «ешиву с фермой», чтобы учащиеся могли зарабатывать честным трудом и не зависеть от пожертвований других людей, однако, к сожалению он умер так и не успев довести ешиву до финансовой самостоятельности.