№54, Рав Хаим Дов Бриск

Запрет покидать Землю Израиля

Рав Хаим Дов БРИСК Главный раввин выходцев из стран СНГ в городе Петах-Тиква 

В «Мире Торы» №52 мы обсудили заповедь наследовать и заселять Землю Израиля и жить в ней, уделив внимание различным аспектам этой заповеди. В продолжение темы, мы займемся обратной стороной вопроса о заселении Земли Израиля, а именно запретом покидать Землю Израиля. В первую очередь, мы должны выяснить, что такой запрет на самом деле существует, и откуда мы его учим. Затем мы углубимся в тему, рассмотрим источники и то, как их понимают авторитеты, и определим рамки запрета — что точно запрещено, а что нет, и кому запрещено. В заключение мы рассмотрим причины, разрешающие покидать Землю Израиля, и критерии, по которым определяется разрешено человеку ее покидать или нет.

Существует ли запрет выезжать за пределы Земли Израиля?

В алахе принято в качестве общего, базисного положения, что еврею запрещено покидать пределы Земли Израиля. Например, в Талмуде («Ктубот» 111а) рассказывается об одном человеке, который хотел выехать за пределы Земли Израиля, чтобы исполнить заповедь «ибум» (вступить в левиратный брак), но раби Ханина резко осудил его за намерение покинуть Землю Израиля: «Тот человек, которому выпала «явама»в Бей Хоза2. Он пришел к раби Ханине и ска- зал ему: «Что, если я пойду и сделаю ибум?» Ответил [раби Ханина] ему: «Его брат женился на нееврейкеи умер — благословен Творец, умертвивший его — а этот хочет спуститься за ним?!» Этот рассказ приведен в Талмуде в контексте глобального обсуждения запрета выезда за пределы Земли Израиля и важности проживания в ней.

В другом месте («Моэд Катан» 13б-14а), где говорится о разрешении побриться в дни Холь а-Моэд (праздничные будни Песаха и Суккота) тому, кто не успел это сделать до наступления праздника, Талмуд отклоняется от основной темы чтобы обсудить критерии разрешения и запрета покидать пределы Земли Израиля: «Сказал Рава: [отправившемуся в] плавание с целью развлечения по всем мнениям запрещено [бриться в Холь а-Моэд]; за пропитанием — по всем мнениям разрешено; а спор о [поездке] за прибылью — один сравнивает это с плаванием с целью развлечения, а другой сравнивает это с [поездкой] за пропитанием».

Раши4, комментируя данное обсуждение в Талмуде, пишет, что мудрецы там занимаются вопросом о разрешения бриться в Холь а-Моэд для того, кто вернулся в такой день из длительной поездки за пределы Земли Израиля, а вопросом запрета или разрешения оставлять землю наших отцов они не занимаются. Согласно Раши, тому, кто вернулся из развлекательной заграничной поездки, запрещено бриться в Холь а-Моэд не в качестве наказания за неоправданный еврейским законом выезд за пределы Земли Израиля — просто человек находился в разъездах по собственной воле, а не в силу необходимости, и поэтому его поступок нельзя охарактеризовать как «онес» (вынужденное обстоя- тельствами действие), а в таких случаях нет разрешения бриться в Холь а-Моэд.

С другой стороны, Рош(«Моэд Катан» 2.1) цитирует Раавадаи соглашается с его мнением, что талмудическое обсуждение фокусируется именно на запрете выезжать за пределы Земли Израиля: «А Раавад, благословенной памяти, объяснил… что из-за того, что выехал за пределы Земли Израиля, будет запрещено [ему] бриться, так как выехал против воли мудрецов…и это приемлемое объяснение».

«Шулхан Арух»(«Орах Хаим» 531.4) установил в качестве закона, что если человек вернулся из развлекательной поездки то ему запрещено бриться в Холь а-Моэд. Если мы посмотрим на это через призму слов Раавада и Роша, то получится, что запрещено выезжать за пределы Земли Израиля лишь в том случае, когда речь идет о развлекательной поездке. Важно отметить, что Раавад основывается на уточнении из Иерусалимского Талмуда. Виленский Гаонотвергает уточнение Раавада. Он считает, что Иерусалимский Талмуд запрещает выезжать за пределы Земли Израиля лишь в том случае, когда путешествие сопряжено с явной опасностью, а также коэну — из-за «тумы» (ритуаль- ной нечистоты) земель других народов9. При этом Гаон не отрицает тот факт, что в трактате «Ктубот» Вавилонского Талмуда явно имеется в виду, что любому еврею запрещено выезжать за пределы Земли Израиля, и это запрет более широкий, чем тот, который следует из Иерусалимского Талмуда (согласно Гаону, здесь Вавилонский и Иерусалимский Талмуды спорят между собой).

Если подвести промежуточные итоги нашего небольшого экскурса, то мы увидим, что существует запрет выезда за пределы Земли Израиля. Таким образом мы переходим к следующему этапу: нужно определить рамки и границы этого запрета — что запрещено и кому.

Рамки и границы запрета выезжать за пределы Земли Израиля

Обсуждение данного вопроса мы начнем с интересного отрывка из трактата «Авода Зара» (13а): «Если был коэном — оскверняется ритуальной нечистотой заграницы ради того чтобы судиться с ними и спорить с ними10… и оскверняется, чтобы учить Тору и жениться. Сказал раби Йеуда: когда [может это делать]? Когда не находит [у кого] учиться; но если находит [у кого] учиться [в Земле Израиля] — не оскверняется. Раби Йосей говорит: даже если находит [у кого] учиться — оскверняется, так как не у каждого удостаивается человек выучиться. …И сказал раби Йоханан: алаха как раби Йосей».

Гемара обсуждает вопрос, при каких условиях коэн может выезжать за пределы Земли Израиля. И вот что пишут Тосафот11, объясняя разрешение выезжать для учебы и женитьбы: ««…И он (тот, кто выехал) имеет в виду вернуться в Землю Израиля; ибо если он не собирается возвращаться, сказано в [трактате] «Ктубот»: «Брат этого женился на нееврейке и умер — благословен Творец умертвивший его, — а этот хочет спуститься за ним?!» И именно ради этих заповедей, потому что они важные — учить Тору, потому что велико учение Торы, ибо приводит к исполнению [заповедей], и женитьба так же, как сказано (Йешаяу 45:18): «не для пустоты сотворил»; но ради других заповедей нет [разрешения]. И это следует из 4-го раздела трактата «Мегила» (27а). Но в «Шеилтот» рава Ахаи Гаона сказано, что эти легкие, и тем более в других заповедях, так как они важные12».

Тосафот обсуждают ситуацию с коэном, на которого возложены два запрета: глобальный запрет еврею покидать Землю Израиля, и в дополнение к нему особый запрет, который касается именно коэнов — запрет оскверняться ритуальной нечистотой земель других народов. Из слов Тосафот мы понимаем, что запрет оскверняться не отменяется даже если коэн собирается вернуться потом назад в Землю Израиля, и поэтому разрешение на выезд требует особых обстоятельств — это должно быть необходимо для исполнения важных заповедей. А чтобы «нейтрализовать» глобальный запрет покидать Землю Израиля, требуется намерение вернуться назад после отъезда. Логика в словах Тосафот ясна и понятна: запрет осквернения ритуальной нечистотой земель других народов для коэна не зависит от его намерения вернуться в Землю Израиля, так же как и, например, запрет прикасаться к телу умершего для коэна не зависит от того, собирается ли он прикасаться к этому телу на протяжении долгого времени или же речь идет лишь о прикосновении на мгновение. С другой стороны, глобальный запрет выезда из Земли Израиля логично будет связать с вопросом о том, на сколько времени еврей покидает Землю Обетованную — навсегда или ненадолго — просто в отношении коэна это не так. В словах Тосафот мы не находим четкого ответа на вопрос, можно ли обычному еврею — не коэну — покинуть Землю Израиля с намерением вернуться, даже если он уезжает не ради исполнения важной заповеди.

Рамбам13 («Законы царей 5.9») выносит следующее решение по данному вопросу: «Навечно запрещено выезжать за пределы Земли Израиля, кроме как ради изучения Торы или женитьбы, или ради спасения от неевреев, а также с целью торговли. Но [выезжать для того] чтобы жить за пределами Земли Израиля — запрещено, если речь не идет о сильном голоде — таком, что динар пшеницы стоит два динара [серебра]… И несмотря на то, что можно выехать, это не благочестивое поведение, ведь Махлон и Кильйон14 были главами поколения, и из-за большого бедствия уехали, но заслужили смерть перед Творцом!» Из слов Рамбама следует, что еврей, который выезжает даже с намерением обязательно вернуться обратно в Землю Израиля, не имеет права этого делать, если целью его отъезда не является исполнение заповедей изучения Торы, женитьбы или ряда других. А уехать, чтобы поселиться вне пределов Земли Израиля на постоянной основе, запрещено даже ради исполнения этих заповедей, и единственная разрешающая причина покинуть пределы земли наших отцов — это тяжелый голод, но и такой отъезд не соответствует благочестивому поведению.

Откуда Рамбам вывел закон, что даже обычному еврею запрещено выезжать за пределы Земли Израиля, в т.ч. в ситуации когда он собирается вернуться (кроме случаев, ко- гда целью его поездки являются упомянутые выше причины)? Здесь нужно привести слова Талмуда в трактате «Гитин» (76б): «Сказал рав Сафра: когда прощались мудрецы друг с другом, прощались в Акко15, так как запрещено выезжать из Земли Израиля за ее пределы».

Из прочитанного нами, на первый взгляд, следует, что еврею однозначно запрещено даже временно покидать Землю Израиля для того, чтобы проводить другого еврея. Но Маарит16 в своих комментариях на трактат «Кидушин» (31б. Подробнее мы обсудим их чуть позже) утверждает, что из поведения мудрецов нельзя привести доказательства, что выезжать за пределы Земли Израиля запрещено: мудрецы делали больше, чем требовалось по норме закона, поступая в соответствии с обычаем благочестивых людей.

Какие цели позволяют выехать за пределы Земли Израиля?

Как мы уже видели, Рамбам ограничил разрешение выезда за пределы Земли Израиля несколькими целями — изучением Торы, женитьбой, спасением от рук неевреев, а также нуждами торговли. Стоит отметить, что современные алахические авторитеты искали способ уточнить слова Рамбама, и в определенной степени изменили наше понимание сказанного им. Рав Исраэль Розен17 утверждает18, что, когда Рамбам говорил о выезде с целью женитьбы он не имел в виду именно женитьбу — она приведена лишь в качестве примера краткосрочной поездки с очень точечной задачей, после которой человек сразу же вернется в Землю Израиля. Таким образом, на практике Рамбам облегчает в отношении любой краткосрочной поездки, после которой человек сразу же возвращается в Землю Израиля. Такой же подход мы находим в респонсе «Шевет а-Леви» (5.173)19: «Из слов Рамбама («Законы царей» 5.9) ясно видно, что основной запрет — это проживание за границей…но выезжать и возвращаться, когда человек проживает на постоянной основе в Земле Израиля, в случае надобности разрешили, и даже ради торговли, и смысл здесь в том чтобы человеку хватало заработка, так как корень запрета только постоянное проживание [за границей]… Но когда собирается возвращаться — запрещено выезжать если нет в этом вообще никакой надобности, но ради хоть какой-нибудь надобности не был наложен запрет. А путешествие, вроде бы, не является надобностью. В любом случае, если уезжают на короткое время, что- бы посмотреть чудеса природы, созданные Творцом, благословен Он, то можно облегчить. И, естественно, нужно превратить все в [поездку с целью] исполнения заповеди20».

Стоит отметить, что рав Розен не согласился с мнением «Шевет а-Леви» по поводу путешествий, и написал, что по его мнению стоит разделять между коротким путешествием за границу и длительной поездкой с целью «посмотреть мир», не имеющей четкой даты возвращения и четкого маршрута. В последнем случае, по мнению рава Розена, нужно устрожать.

Хотя интерпретация слов Рамбама равом Розеном и рава Вознером вовсе не очевидна, некоторые авторитеты облегчили в этом вопросе больше чем Рамбам.

Мы уже упоминали выше алаху, установленную раби Йосефом Каро в кодексе «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 531.4): прибывший из-за моря в Холь а-Моэд или в канун праздника, и не имевший времени побриться накануне праздника, может сделать это и в Холь а-Моэд, но лишь в том случае, если он не выезжал за пределы Земли Израиля с целью просто путешествовать. Маген Авраам21, комментируя слова раби Йосефа Каро, пишет следующее: «Но выехать с целью заработать, или для того чтобы встретиться с другом — можно, ибо это называется заповедью». Другими словами, Маген Авраам говорит не только о разрешении бриться в Холь а-Моэд, но затрагивает и вопрос о том, с какими целями разрешено выезжать из Земли Израиля; и он облегчает в этом вопросе, и разрешает уехать даже для того чтобы повидаться с другом, поскольку данное действие тоже является заповедью. А как Маген Авраам объяснит Тосафот, которые ограничили данное разрешение лишь важными заповедями? По всей видимости, он скажет что Тосафот сузили разрешение выезжать из Святой Земли лишь для коэнов, однако простой еврей может покидать Землю Израиля и при менее важных обстоятельствах.

Рав Залман Нехемья Гольдберг22 утверждает, что поскольку разрешено выезжать за границу для решения вопросов имущественного благополучия, то можно разрешить поездку и ради благополучия души и тела. Другими словами — можно отправиться за границу в отпуск23.

Мой учитель и наставник рав Аарон Лихтенштейн24 тоже облегчает в этом вопросе, расширяя смысл разрешения выезжать «ради торговли». Рав Лихтенштейн считает, что тяжело принять точку зрения тех, кто запрещает выезжать за пределы Земли Израиля в туристических целях, если человек отправляется в путешествие чтобы увидеть то, чего нет в пределах Земли Обетованной, будь то природа или нечто, представляющее культурную ценность, поскольку покидать Землю Израиля для заработка и торговли разрешено даже очень богатому человеку. Поэтому рав Лихтенштейн склоняется к тому, чтобы разрешить туристические поездки, если они могут способствовать духовному или культурному развитию человека.

Но больше всех в данном вопросе облегчает Маарит. Отправной точкой для его постановления является гемара в трактате «Кидушин» (31б): рав Аси сомневается, можно ли ему покинуть пределы Земли Израиля, чтобы встретить свою мать, которая направляется в Землю Израиля. И вот что пишет Маарит: «Непонятно, в чем запрет выйти навстречу матери, и даже навстречу другим, поскольку это не [означает] выезжать с целью поселиться [за пределами Земли Израиля]. И хоть сказано в конце «Ктубот», что «запрещено выезжать из Земли Израиля даже в Вавилон» — это чтобы жить там, но ради торговли или другого дела, которое у него есть там, само собой разумеется, что можно… И очевидно, что можно выехать из уважения к матери, ибо ее почет сравнивается с почетом Всевышнего… И так надо объяснить: рав Аси был коэном… и не мог отправиться за пределы Земли Израиля, ибо [мудрецы] «наложили» ритуальную нечистоту на земли других народов».

Таким образом, Маарит утверждает, что обычный еврей может покидать пределы Земли Израиля по любому причине, если он собирается вернуться. А если взять сказанное им в комментарии к трактату «Ктубот» (111) то мы увидим, что ради брака Маарит разрешает даже жить на постоянной основе вне Земли Израиля. Единственный критерий, в соответствии с которым определяется запрещено или разрешено выезжать за пределы Земли Израиля, по мнению Маарита, это намерение еврея вернуться обратно или поселиться за границей. И как мы уже видели выше, некоторые авторитеты именно так понимали Рамбама.

Выводы

Итак, существует базовый закон, запрещающий еврею, живущему в Земле Израиля, покидать ее. Этот запрет, по мнению большинства авторитетов, распространяется на любого еврея, а не только на коэнов. Все согласны, что если еврей покидает Землю Обетованную навсегда, или даже не навсегда, но не имея даты возвращения, то это проблема, однако кратковременная поездка за пределы Земли Израиля разрешена. Однако в отношении кратковременной поездки мнения законоучителей разделились: они спорят при каких условиях и для каких нужд можно выезжать, и спектр мнений здесь очень широк — от простого понимания Рамбама, ограничивающего все лишь нуждами исполнения строго определенных заповедей, и до мнения Маарита, разрешающего любую кратковременную поездку.

Но каждому нужно помнить окончание алахи, изложенной Рамбамом в «Законах Царей» (5.9): даже в ситуации тяжелейшего голода выезд за пределы Земли наших Отцов не соответствует пути благочестивых. И пусть каждый сам сделает собственные выводы, исходя из своей личной ситуации и возможности устрожать, или пусть проконсультируется у своего раввина.

Бездетная вдова, у умершего мужа которой есть как минимум один брат. На брата умершего Тора накладывает заповедь взять эту женщину в жены (левиратный брак), чтобы таким образом восстановить род умершего.

Место в Вавилоне.

Тут речь не идет о смешанном браке, не дай Б-г, поскольку смешанный брак, в т.ч. левиратный, однозначно запрещен. Раби Ханина называет эту женщину «кутит» — самаритянка (а в некоторых версиях Талмуда используется слово «неев-рейка» или «идолопоклонница»), но смысл здесь в том, что она не из Земли Израиля, а из Вавилона, и уже в силу этого она «чужачка».

Раби Шломо Ицхаки, 1040-1105, Франция.

Раби Ашер бен Ихиэль, 1250-1327, Германия, Испания.

Раби Авраам бен Давид из Поскьеры, 1120-1198, Прованс.

Фундаментальный алахический кодекс, составленный раби Йосефом Каро (1488-1575), Испания, Земля Израиля (Цфат).

Раби Элияу бен Шломо Залман из Вильно, 1720-1797, Литва.

Важно отметить, что мудрецы последних поколений спорят, применяется ли сегодня принцип «нечистоты» в отношении земель других народов. Мааршаль (раби Шломо Лурия — 1510-1573, Польша), Таз (раби Давид а-Леви Сегаль — 1586-1667, Польша) и Шах (раби Шабтай Коэн — 1622-1663, Польша, Литва) пишут («Йорэ Дэа» 369), что поскольку наши коэны и так уже нечисты из-за ритуальной нечистоты умершего, на них не распространяется запрет осквернения ритуальной нечистотой земель других народов.

10 Имеется ввиду спасение еврейского имущества из рук неевреев.

11 Собрание средневековых комментариев на Талмуд, авторами большинства из которых являлись мудрецы Франции.

12 Нацив (рав Нафтали Цви Йеуда Берлин — 1816-1893, Беларусь, Польша) в книге «Эмек а-шээла» («Эмор» 103) объяснил, что здесь не имеется ввиду, что эти заповеди легки для исполнения -речь лишь о том, что эти заповеди можно исполнять в любом месте.

13 Раби Моше бен Маймон — 1135-1204, Испания, Фес (Марокко), Земля Израиля и Фостат (древний Каир) в Египте.

14 Умершие сыновья Наоми и Элимелеха, упоминаемые в Свитке Рут.

15 В Талмуде этот город считается северной границей Земли Израиля.

16 Раби Йосеф ми-Терани (1568-1639, Турция, Цфат (Земля Израиля). Был главным раввином («хахам баши») в Стамбуле.

17 Рав Исраэль Розен (1941 — 2017,Израиль) — раввин и руководитель института «Цомет», занимающегося вопросами алахи и технологии, даян, был главой государственного управления гиюров . Учился у целого ряда величайших раввинов последнего поколения, таких как рав Шломо Залман Ойербах, рав Овадья Йосеф и многих других (от большинства из них имел «смиху»).

18 Смотри альманах «Тхумин» т. 20, стр. 407-411.

19 Автор респонсы рав Шмуэль Вознер (1913-2015) — Польша, Израиль. Один из крупнейших алахических авторитетов последнего поколения.

20 Есть те, кто берет с собой деньги, чтобы передать цдаку в еврейскую общину там, где они окажутся во время своего путешествия.

21 Раби Авраам Абели а-Леви Гомбинер (1637-1682) — Польша.

22 Крупнейший алахический авторитет, в прошлом даян Верховного Раввинского Суда в Иерусалиме, зять рава Шломо Залмана Ойербаха. Проживает в Шикун Хабад в Иерусалиме.

23 Смотри альманах «Тхумин» т. 20, стр. 403.

24 1933-2015, Франция, США, Израиль. Один из крупнейших талмудистов и авторитетов последнего поколени. Глава ешивы «Ар Эцион». Зять и ближайший ученик великого раввина Йосефа Дова Соловейчика.

Поделиться: