Содержание выпусков

Выпуск №60

«Голос горлицы». О Машиахе, сыне Йосефа (По книге «Коль а-тор») №60 Предлагаем вниманию читателей МТ отрывок из книги «Хроники Избавления. Предисловие», которая готовится к публикации в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. Составитель и переводчик — рав Александр Кац.
Раби Акива и лисы: к методологии чтения талмудической Агады №60 Мнимое противоречие между традиционными и академическими прочтениями Агады, то есть между аллегорическим подходом, выявляющим закодированные значения слов и сюжетов, и подходом фольклориста или культуролога, ищущего общий источник — факт или текст — её повторов и общих мест, представляется досадным, потому что эти подходы могли бы дополнить друг друга, не порождая противоречий.
Письма еврею-буддисту №60 Дэвид Готтлиб родился и вырос в Чикаго. Он защитил диплом бакалавра искусств в Amherst College. В процессе обучения был награжден премией Питера Барнетта Хоу за фантастическую прозу. Продолжил образование в Университете Северной Каролины, который закончил с дипломом магистра изящных искусств.
Шидух №60, Рав Александр Айзенштат Обычно я пишу для «Мира Торы» статьи на всякие актуальные темы, чтобы помочь читателю лучше ориентироваться в том, как живет религиозное общество и как оно устроено. На самом деле, это издание всегда было адресовано, в первую очередь, тем, кто еще далек от Торы, или, возможно, лишь начинает свой путь в Торе.
Нужно ли хоронить в «генизе» даже часть стиха Писания? №60, Рав Даниэль Манн Я получил приглашение на празднование бар-мицвы, которое, в частности, содержало слова на святом языке: דָוִד וַיְהִי מַשְׂכִּיל («И Давид преуспевал»). Поскольку это часть стиха Танаха, нужно ли мне положить данное приглашение в «генизу»?
Курение в Иудаизме №60, Рав Лейб Нахман Злотник О том, что курение является строгим нарушением Cубботы известно всем. Даже те, кто только начинает приобщаться к еврейским законам и обычаям, очень быстро прекращают курить в Шабат. В этом тексте мне бы хотелось рассмотреть с точки зрения иудаизма тему курения вообще.
О запрете нанесения татуировок №60, Рав Элияу Нахман Вугенфирер Сегодня, на очередном витке исторической спирали, татуировки перестали быть маргинальным явлением, они вновь приобрели широчайшее распространение и превратились в важную часть массовой культуры, «зацепив», в том числе, и евреев.
Новоселье в девятидневный траурный период №60, Рав Даниэль Манн Мы продали наш дом и сняли жилье, поскольку строительство нашей новой квартиры не было завершено. Но сейчас она в целом готова — отсутствует лишь «Тофес 4» (разрешение муниципалитета на заселение). Можно ли нам будет въехать туда сразу, если мы получим «Тофес 4» в Девять дней траура?
Опасный чеснок №60, Рав Лейб Нахман Злотник В кодексе «Шулхан Арух» написано, что «существует множество вещей, которые мудрецы запретили из-за того, что они представляют опасность для здоровья и жизни человека. Часть из них приведена в своде законов «Арбаа Турим», «Йорэ Дэа», гл.117». В комментарии «Сма» к «Шулхан Аруху» приведен источник обязанности соблюдения подобных предостережений: «Остерегайся, дабы сохранить душу свою»
Публичное чтение Торы №60, Рав Леви Ицхак Риц Данная статья написана в удивительное время, когда публичное чтение Торы, да и общественная молитва вообще, стали невозможны как в Земле Израиля, так и в диаспоре. В этой ситуации изучение законов чтения Торы приобретает дополнительное, новое значение.
Присоединение избавления к молитве №60 Написано, что необходимо «присоединить «Избавление» к молитве («лисмох геула ле-тфила»), чтобы не было между ними перерыва» («Тур» и «Шулхан Арух», «Орах Хаим» 111). В дополнение «Тур» приводит слова Талмуда («Брахот»): «Раби Йосеф бен Эльяким свидетельствует от имени знатоков Торы Иерусалима: у каждого, кто присоединил утром Избавление к молитве, не будет ущерба в течение всего дня».
«Шма, Исраэль»: тайна шести слов завета №60, Рав Цви Патлас «Шма» — главная молитва евреев. Вернее, это даже не молитва, а скорее наше выражение верности Б-гу и принятия на себя власти Небес. Первая ее фраза — «Шма, Исраэль, а-Шем Элокейну, а-Шем — Эхад» — содержит всего шесть слов, состоящих из 25 букв, но в этих словах и буквах скрыто столько непостижимых тайн, что их выяснением и изучением мы занимаемся до сегодняшнего дня.
Законы почитания родителей №60, Рав Лейб Нахман Злотник Одним из Десяти Речений, произнесенных Всевышним во время Синайского откровения, является заповедь почитания родителей. Это пятое из десяти повелений Творца, высеченных на Скрижалях Завета. О величии и значимости этой заповеди много говорится в Талмуде, мидрашах, «Зоаре» и других источниках еврейской мудрости. Тора приравнивает почтение и трепет перед родителями к почитанию Всевышнего и трепету перед Ним.
Особенности вынесения алахических постановлений в условиях нынешней пандемии №60, Рав Даниэль Манн На этот раз я постараюсь ответить на собственный вопрос. Какие наблюдения мы можем сделать касательно способа принятия алахических решений во время первой волны коронавирусного кризиса?
О выборе («Свет Г-спода», книга II, часть V) №60 Рабейну Хасдай бен Йеуда Крескас (1340 — 1410), раввин еврейской общины Сарагосы, был одним из наиболее выдающихся раввинов своей эпохи — великим мудрецом, судьей и талантливым общественным деятелем. Он пользовался большим уважением и покровительством со стороны Хуана I и Виоланты — монаршей четы Арагона, был королевским советником и неоднократно участвовал в переговорах с целью улучшить жизнь евреев и защитить общины.
Покидая зону комфорта №60, Рав Гавриэль Фельдман Илель, великий мудрец и потомок царя Давида, имел обыкновение повторять («Авот» 1.14): «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я [только] за себя — чего я стою? И если не сейчас, то когда?» Мы часто подменяем главное второстепенным, важное размениваем на малозначимое и пустое, путаем то, что действительно необходимо, с тем, чего нам просто хочется, и начинаем отчаянно нуждаться в том, в чем нет никакой пользы, и без чего мы с легкостью могли бы обойтись.

Выпуск №59

Мой Иерусалим №59, Элиэзер Айзенштадт Если аккуратно вырезать ножницами на бумаге контуры всех материков, и свести их в единое целое, а потом взять циркуль и обвести это новообразование окружностью, то где, как вы думаете, окажется центр этого круга? Мне повезло в жизни, потому что у меня есть наставник — еврей, строго соблюдающий заповеди, который искренне не понимает, как можно жить без молитвы и изучения Торы, и знает, что в жизни еврея нет более достойного занятия, чем исполнение заповедей Всевышнего.
Несколько слов о древнем произношении буквы ג №59, Рав Хаим Суницкий Как известно, произношение многих звуков у различных общин сильно различается. Принято считать, что евреи, которые жили в арабских странах, лучше сохранили древнее произношение. Многие согласные звуки, встречающиеся в ряде еврейских общин, в европейских языках вообще отсутствуют.
Греческая мудрость №59, Рав Моше Пантелят События, предшествовавшие восстанию Маккавеев и установлению праздника Хануки, были первым столкновением иудаизма и эллинизма — двух культур, которые вели на протяжении последующих столетий отчаянную борьбу между собой. Вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что противостояние, которое вылилось в конечном итоге в вооруженное столкновение между греками и евреями, было, по сути своей, конфликтом мировоззрений и идеологий.
Возраст мира по Торе и по науке – разрешение противоречия №59, Бер (Борис) Левин Резкая нестыковка библейской и научной позиций по вопросу возраста нашего мира появилась не сегодня. Начало ее связано с первыми исследованиями строения Земли в середине XIX века и с близкой к ним по времени «раскруткой» эволюционной гипотезы. В те времена пытались оценить возраст Земли разными методами, в частности подсчитывая за какое время смогла накопиться вся толща осадочных пород, отталкиваясь при этом от измерений скоростей накопления осадков в морях в наше время.
Рав Исраэль Лифшиц и теория катастроф №59, Рав Элияу Тавгер Многие в религиозном обществе придерживаются мнения, что научные теории развития мира во всех возможных вариантах, без исключения, включая катастрофизм и теорию эволюции, полностью не соответствуют Торе и совершенно несовместимы с ней.
О «странном» комментарии раши к трактату «Таанит» №59, Рав Хаим Суницкий При изучении Талмуда (а также Танаха), евреи, как правило, в первую очередь смотрят комментарий раби Шломо Ицхаки (Раши), который широко принят в качестве авторитетнейшего источника, объясняющего простой смысл («пшат») святых текстов.
Три силы души и три типа мышления №59, Авия Кальменс Написано в тратате «Авот»(4.21): «Раби Элазар а-Капар говорит: «Зависть, страсть и почет изгоняют человека из мира». Маараль в своем комментарии к трактату «Авот», который носит название «Дерех Хаим», пишет, что нам следует знать, что человек обладает душой, которая, в свою очередь, обладает различными силами, и с помощью этих сил она может производить различные действия.
48 путей к мудрости. Путь 14. Письменная Тора, или инструкции №59, Рав Ноах Вайнберг У народа Израиля есть инструкции для жизни — это Письменная Тора и Устная Тора. Мы изучаем их вместе: они дополняют друг друга, и одну без другой понять невозможно.
Письма еврею-буддисту №59 Дэвид Готтлиб родился и вырос в Чикаго. Он защитил диплом бакалавра искусств в Amherst College. В процессе обучения был награжден премией Питера Барнетта Хоу за фантастическую прозу. Продолжил образование в Университете Северной Каролины, который закончил с дипломом магистра изящных искусств. Профессиональная деятельность Дэвида была связана с театром и проектами по защите исторических памятников, также он успел поработать в области PR, и все это время публиковал свои рассказы, пьесы и статьи в таких изданиях как Families in Business, Diversion, Denver Magazine, и других.
Моральные аспекты соблюдения Торы №59, Рав Александр Айзенштат Мои регулярные публикации в «Мире Торы» всегда посвящены вопросам существования человека в религиозном обществе, а не конкретным алахическим или философским вопросам еврейской традиции — этих вопросов я касаюсь лишь вскользь.
Ахер: исправление после смерти №59, Рав Элияу Десслер Элиша бен Авуя, известный также по прозвищу «Ахер» («Другой») — ученик раби Акивы и учитель раби Меира. Его мнение приводится в Мишне1 и в Брайте, но в итоге он оставил Тору и, как написано в Талмуде («Хагига» 15а), перестал соблюдать заповеди.
Где важнее присутствовать — на «Хупе» или на свадебном банкете? №59, Рав Даниэль Манн Вопрос: У меня недостаточно времени чтобы присутствовать на протяжении всего свадебного торжества. Мне лучше прийти только на «хупу» или на банкет?
Пост в десятый день месяца Тевет как день всеобщего Кадиша №59, Рав Шимшон Надель Рав Шимшон НАДЕЛЬ Раввин общины «Зихрон Йосеф», Иерусалим Перевод Гавриэля Фельдмана Пост в 10-й день месяца Тевет установлен в связи с осадой Йерушалаима войсками вавилонского
Приготовление печенки №59, Рав Лейб Нахман Злотник Печенку, как и любые другие продукты, необходимо приобретать исключительно в местах с качественным раввинским контролем, тем более что на говяжьей и бараньей печени содержатся прослойки запрещенного в пищу жира («хелев»).
Как вернуть украденное? №59, Рав Даниэль Манн Вопрос: Много лет тому назад я работал в консалтинговой фирме, где получал установленную ежемесячную зарплату. Руководство фирмы, в целях повышения прибыли, требовало от меня приписывать лишние часы, посвящаемые работе с клиентами.
О связи между чудом Хануки и древним пророчеством Хагая №59, Рав Хаим Суницкий Один из «малых пророков», Хагай, не попал ни в одну «афтару». Мы его почти никогда не цитируем и мало кто его изучает. Книга этого пророка содержит всего две главы, общий объем которых составляет 38 стихов (короче только книга пророка Овадьи).
Дотронуться до наших корней №59, Рав Цви Патлас Какой должна быть вера? Она должна быть подобна свежей ране — человек сидит, ходит и лежит, но ни на секунду не забывает о ней. А может, она похожа на родничок новорожденного — бьет, пульсирует, живет. Нет, это скорее постоянно обновляющийся родник — сколько из него не выкачивай воду, источник вновь наполняется до краев.
Электрогрелка в Шабат №59, Рав Даниэль Манн Вопрос: Я страдаю от мышечных болей в спине. Иногда они усиливаются настолько, что терпеть их становится сложно. Если я иду спать с электрической грелкой, то это может сильно облегчить мое состояние. Могу ли я пользоваться такой грелкой в Шабат, или возникает проблема «мукцэ»?
«Амира ле-нохри» №59, Рав Леви Ицхак Риц В Шабат еврею запрещено выполнять многие виды работ, поэтому вполне логичен вопрос: можно ли обратиться к нееврею и попросить его о помощи? Ведь у нееврея нет обязанности соблюдать Шабат.
Банкротство в Алахе №59, Рав Даниэль Манн Вопрос: В США у меня есть долговые обязательства по кредиту, объем которых составляет 30000 долларов. Я потерял прежнюю работу, а на новом месте мне платят меньше, и я не вижу способа выплатить долг. Что говорит еврейский закон по поводу подачи заявления о банкротстве?
Приглашение несоблюдающего гостя на Шабат №59, Рав Шимшон Надель Рав Шимшон НАДЕЛЬ Раввин общины «Зихрон Йосеф», Иерусалим Перевод Гавриэля Фельдмана На прошлой неделе тысячи евреев приняли участие в «Shabbat Project» — инициативе, которая зародилась
Психотерапия и запрет злословия №59, Рав Исроэль Баренбаум Стремительное развитие медицины во всех направлениях приводит к качественному улучшению нашей жизни, и положительное значение этого процесса трудно переоценить.
Ежедневный лист Талмуда. Секреты первого листа трактата «Брахот» №59, Рав Бенцион Меламед Идея изучения Вавилонского Талмуда по листу в день была выдвинута на II съезде партии «Агудат Исраэль» 21 августа 1923 года. Рав Меир Шапиро из Люблина, один из крупнейших раввинов Европы того времени и один из самых активных деятелей в «Агудат Исраэль», посовещавшись с равом Исраэлем Меиром а-Коганом из Радина (Хафец Хаимом), и с раби Авраамом Мордехаем Алтером (ребе из Гур, автором книги «Имрей Эмет»), изложил перед собравшимся идею изучения всего Талмуда за семь с половиной лет, из расчета по одному листу в день.
Временные трудности №59, Рав Гавриэль Фельдман В антологии «Ялкут Шимони» приводится известный мидраш, в котором римский император Адриан и раби Йеошуа бен Хананья обсуждают причины, по которым еврейский народ всегда выживал и сохранялся в совершенно невозможной, казалось бы, ситуации, и пережил всех своих врагов. Адриан говорит: «Как сильна должна быть овечка, остающаяся невредимой между семьюдесятью волками». А раби Йеошуа бен Хананья отвечает: «Насколько могущественен должен быть Пастух, оберегающий ее от них».

Выпуск №58


Выпуск №57

Эльдорадо №57, Рошель Касоб Стены наскоро построенной тюрьмы были добротными, а вот пол простой, земляной, без фундамента. И это понятно, кто же будет строить фундамент, если в этой тюрьме не предполагается долго держать никого? Утром будет суд, потом еще пару дней и состоится аутодафе. Подкоп сделать не удастся. Так ли? Моралес подошел к покрытой плесенью стене.
Ушедший еврейский мир Двинска-Даугавпилса №57 В истории мест пребывания евреев есть очевидная закономерность — социально-экономическое развитие и расцвет совпадают с временами благополучия еврейской общины, а с исходом евреев эти города и целые страны приходят в упадок.
Раби Овадья Сфорно и его автоперевод на латынь №57 Хотя комментарий к Пятикнижию раби Овадьи Сфорно, родишегося около 1475 года в эмилианской Чезене и умершего около 1550 года в Болонье, печатается во всех современных «микраот гдолот» между комментариями рабейну Бахьи и «Ор а-Хаим», самоидентификация его автора могла бы доставить религиозному исследователю его экзегезы, поверхностно знакомому с итальянской действительностью рубежа XV и XVI веков, дискомфорт невольного столкновения с идеями кросскультурности.
Врожденные качества. Разум и святость. №57 В этой статье мы докажем, что у человека есть определенные врожденные качества, в соответствии с которыми он действует в этом мире (а если он не будет следовать этим качествам, то попросту не сможет жить), и что исправлять нужно лишь дурные проявления этих качеств, а не их источник.
Как правильно начинать служить Всевышнему №57, Рав Шмуэль Файнштейн Известно из наших святых книг, что праздники Торы — и в совокупности, и каждый в отдельности — несут в себе глубокий смысл, постигнув который еврейский народ, как единое целое, и каждый еврей в отдельности получат необходимые инструменты для служения Всевышнему и смогут приблизиться к Нему.
Тайна еврейского дома №57, Рав Цви Патлас Написано в Талмуде («Сота» 17а): «Толковал раби Акива: «Если «иш» (мужчина) и «иша» (женщина) удостоятся, то Шхина (присутствие Творца) находится между ними». Раши объясняет, что Творец разделил Свое Имя между ними. Букву «йуд» (י) Он поместил в имя мужчины (איש), а букву «эй» (ה) — в имя женщины (אשה).
К вопросу о взаимоотношениях Торы и науки №57, Рав Элияу Нахман Вугенфирер Для того, чтобы законоучитель мог прийти к выводу о том, что действительность не соответствует той, что была во времена мудрецов, ему необходимо иметь чёткое представление о нынешней действительности, чтобы сравнить ее с описанием мудрецов и задаться вопросом: действительно ли видимое нами не соответствует тому, что описывали мудрецы?
48 путей к мудрости. Путь 13. «Высидеть решение». Взвешенность №57, Рав Ноах Вайнберг Иногда решение принимаем за секунды, а иногда уходят годы. Как правильно? В простых ситуациях и сложных, в роли супруга, родителя, друга, соседа, в отношениях со Всевышним и с самим собой — как принимать решения? Может быть так, как мы переходили бы веревочный мост над Ниагарским водопадом?
Письма еврею-буддисту №57 Дэвид Готтлиб родился и вырос в Чикаго. Он защитил диплом бакалавра искусств в Amherst College. В процессе обучения был награжден премией Питера Барнетта Хоу за фантастическую прозу. Продолжил образование в Университете Северной Каролины, который закончил с дипломом магистра изящных искусств.
Парнаса №57, Рав Александр Айзенштат В данной статье я продолжу развивать ряд тем, связанных с проблемами «баалей тшува», которые были затронуты в предыдущих публикациях. Слово «парнаса» означает «заработок». Когда человека благословляют, то желают ему чтобы у него все было хорошо — «бе-гашмиют у-ве-руханиют» («в материальном и в духовном»)
Заповедь о почитании родителей жены №57, Рав Лейб Нахман Злотник В трактате «Шабат» Вавилонского Талмуда (23б) сформулирована очень важная закономерность и сразу же приведен реальный факт, который ее подтверждает. Рав Уна сказал, что тот, кто исполняет заповедь зажигания свечей (субботних, праздничных или ханукальных) согласно всем правилам, обязательно удостоится сыновей, которые станут мудрецами Торы.
Когда неделание превращается в обязанность? №57, Рав Даниэль Манн Человек решил принять на себя устрожение и теперь воздерживается от совершения определенных действий. При этом словесный обет («недер») он не давал. С какого момента принятое решение обязывает его?
К вопросу о музыкальных игрушках в Шабат №57, Рав Давид Плотников Всем, кто соблюдает Шабат, известно, что в Субботу можно петь, но запрещено играть на музыкальных инструментах. Но насколько широко распространяется этот запрет?
О благословении «БАРУХ ШЕ-ПТАРАНИ МЕ-ОНШО ШЕЛЬ ЗЭ» №57, Рав Лейб Нахман Злотник Рав Лейб Нахман ЗЛОТНИК   Тот, кто когда-нибудь присутствовал в синагоге во время чествования юноши по случаю бар-мицвы (достижения им возраста, когда он становится обязан соблюдать
Благословение перед едой: знакомство с талмудической темой №57, Рав Леви Ицхак Риц, Тема дня В данной статье мы коротко обсудим принятую в алахе форму выражения благодарности Всевышнему за пищу, которую Он нам дает, через призму талмудического обсуждения.
О нюансах, возникающих при заключении «Этер Иска» №57, Рав Шмуэль Копелевич В статье использованы законодательные постановления рава Пинхаса Винда, главы раввинского суда по вопросам «рибита» из книги «А-Тшувот бе-илхот рибит Брит Пинхас».
Помощь соблюдающим — дело рук самих соблюдающих №57, Рав Лейб Нахман Злотник Соблюдающим заповеди евреям, а также многим из тех, кто лишь открывает для себя мир еврейской традиции, кажется вполне понятным и естественным, что за религиозные услуги, как и за любые другие услуги, нужно платить, причем иногда достаточно дорого
Средняя продолжительность лунного месяца №57, Рав Элияу Нахман Вугенфирер Анализ данной темы отталкивается от работы Авигдора Амитея «Зман а-молад а-мемуце у-мекоротав ледорот» (гл. 8). В настоящей статье приводятся, цитируются и объясняются только проверенные источники.
Ложь в ответ на смущающий вопрос №57, Рав Даниэль Манн, Тема дня Если кто-то задает Вам бестактный вопрос, и отвечать честно — стыдно, а отказ от ответа будет воспринят как знак согласия, можно ли солгать?

Выпуск №56

Братья №56, Рошель Касоб Тяжело быть младшим в семье. Все норовят тобой покомандовать, даже если тебе уже 13 лет. Вроде бы только что, на Бар Мицве, тебе сказали, что ты уже взрослый, сам отвечаешь за все свои поступки, а вот те на приходишь домой, а там сидит этот урод, Илюша, старший брат, и снова начинает талдычить, что комнату надо убирать, уроки надо делать. И не просто говорит ведь, а руки распускает! Арик ненавидел своего старшего брата. У него было ещё две сестры и брат, помимо Илюши, и все нормальные. Один этот, словно цепной пёс. В принципе, если бы не он, жизнь была бы не так уж плоха.
О подленной сущности нешера №56, Рав Илель Бродский Слово «нешер» повсеместно переводится как орел. Какие еще варианты? Ведь это же орел — царь птиц, орел самый большой и самый сильный! Более того, Тора предупреждает евреев о том, что произойдет, если они не будут соблюдать законы Всевышнего: «напустит Всевышний на тебя народ издалека, как налетает нешер...» (Дварим 28:49) — и действительно, символом римлян, которые «налетели издалека» разрушать Храм, был именно орел!
Гробница Мордехая и Эстер №56, Рав Мордехай Райхинштейн В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии – городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан?
Прозелиты и «Баалей Тшува». Среда обитания №56, Рав Александр Айзенштат Прошедшие гиюр («герим» — прозелиты) практически ничем не отличаются от т.н. «баалей тшува». И те, и другие не воспитывались в рамках еврейской традиции и сознательно пришли в нее извне. Многие «баалей тшува», являясь евреями по алахе, выросли в смешанных семьях, и возможно, что еврейской в их семье была только прабабушка по материнской линии.
Мальбим и кантианская этика №56, Рав Элияу Тавгер Рав Меир Лейбуш бен Йехиэль Михл (1809-1879) известен главным образом своим комментарием на Танах. Этот комментарий сегодня имеется в распоряжении каждой уважающей себя синагоги и является неотъемлемой частью стандартной домашней библиотеки соблюдающего еврея.
«Этер Иска»: практическая часть №56, Рав Шмуэль Копелевич Поскольку запрет «рибита» (процентных займов) очень распространен, будет правильно подписывать соглашение «этер иска» (договор о деловом партнерстве) уже после того, как Вы внимательно ознакомитесь с законами, перечисленными ниже.
Глава «Шкалим» №56, Рав Ицхак Шнайдер Наши мудрецы постановили ежегодно читать в синагогах четыре особых отрывка Торы — «Шкалим», «Захор», «Пара» и «а-Ходеш». Главу «Шкалим» читают в последнюю Субботу перед наступлением месяца Адар. Талмуд приводит простое объяснение причины этого постановления: глава «Шкалим» будет напоминать еврейскому народу о жертвовании денег на нужды Храма, о чем написано в Торе: «Чтобы не забыли...».
Что можно и нельзя уволившемуся №56, Рав Даниэль Манн Рав, преподававший в ешиве А на протяжении долгого времени, уволился. Он теперь преподает в ешиве Б, ориентированной на аналогичную аудиторию. Может ли он привлечь выпускника ешивы А, с которым он выстроил отношения когда работал в ешиве А, чтобы тот содействовал ему в его работе на ешиву Б (деньгами, идеями)?
Право работника на забастовку №56, Рав Хаим Дов Бриск, Статьи Во многих государствах для разрешения трудовых споров часто прибегают к забастовкам того или иного типа, и Израиль здесь не исключение: забастовки в Израиле происходят регулярно.
Законы о «Мукце» в Субботу и праздники №56, Рав Лейб Нахман Злотник Важное и довольно обширное место в законах Шабата занимает тема «мукцэ» — ограничений использования и перемещения некоторых предметов. Постановления о «мукцэ» устанавливались мудрецами Торы в разные исторические периоды.
Обрезание: суть и цель №56, Рав Леви Ицхак Риц В окончании недельной главы «Лех Леха» Тора рассказывает нам о Союзе, который был заключен между Всевышним и Авраамом. Союз этот обязаны соблюдать все евреи во все времена: «И сказал Б-г Аврааму: А ты завет Мой соблюдай, ты и потомство твое после тебя в их поколениях.
Кто эти? №56, Рав Цви Патлас Когда Йосеф привел двух своих сыновей — Менаше и Эфраима — к своему отцу Яакову, чтобы он перед смертью их благословил, дух святости неожиданно оставил нашего праотца . Раши, основываясь на словах мудрецов, объясняет что это произошло из-за того, что Яаков пророчески увидел, что от Эфраима в будущем произойдет злодей Йаровам бен Нават, первый царь отделившегося Северного израильского царства.
Еврейский календарь №56, Рав Элияу Нахман Вугенфирер Данный текст посвящен сложному вопросу происхождения и устройства еврейского календаря, в котором, к сожалению, мало кто разбирается. Между тем, это один из центральных и системообразующих вопросов всей еврейской традиции.

Выпуск №55

План истории №55, Рав Александр Кац В Пятикнижии сказано: «И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников, и всех воинов фараона, вошедших в море за Израилем — не осталось из них ни одного» (Шмот 14:28)
Вторая иудейская война: миф и реальность №55, Рав Хаим Суницкий Как известно, в начале нашей эры произошли два из числа наиболее трагических событий еврейской истории: разрушение Второго Храма и подавление восстания Шимона бар Кохбы.
О человеческих качествах №55, Авия Кальменс В этой статье мы поговорим о качествах характера человека, разберем, как нужно исправлять их плохие проявления, а также попытаемся понять их природу.
Основы еврейской экономической теории №55, Рав Ицхак Лившиц, Статьи Первые три главы данной работы были посвящены изложению и объяснению принципиальных различий между иудейским и христианским пониманием слов «образ и подобие Всевышнего», и вытекающих из этого различий в понимании человеческой природы и в отношении к собственности в еврейской традиции и в христианстве (а вслед за ним и в социализме).
Несколько слов о гиюре №55, Рав Александр Айзенштат «Гиюр» — это переход нееврея в иудаизм, в результате которого он становится евреем. В этой короткой статье я попытаюсь поделиться своим опытом в области гиюров. На протяжении долгих лет я общался с большим количеством мужчин и женщин, которые прошли гиюр.
Рав Авраам Ицхак Кук и вегетарианство №55, Рав Элияу Тавгер В Торе в двух местах говорится о том, что предназначено человеку в пищу. В главе «Берешит» и в главе «Ноах», там, где описываются события, происходившие после выхода Ноаха и его семьи из ковчега.
Благословение «Шэ-эхеяну» на тфилин №55, Рав Лейб Нахман Злотник Как известно, в случае, когда впервые в новом сезоне едят какой-либо плод или приобретают новую одежду, которая вызывает радость, произносят благословение «Шэ-эхеяну» — «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени».
Тфилин в полупраздничные дни и книга «Зоар» №55, Рав Александр Липский В этой статье мы попытаемся разобраться, как формировались различные обычаи, связанные с накладыванием тфилин в полупраздничные дни в Песах и Суккот (Холь а-Моэд), и как эти обычаи развивались со времен танаим до сегодняшнего дня — в частности, в Земле Израиля.
Тхелет — утерянная краска древности №55, Рав Эйтан Кальменс Каждый день при чтении «Шма» утром и вечером евреи произносят следующий отрывок из Торы: «И сказал Г-сподь Моше так: Говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе кисти («цицит») на углах одежд своих для поколений своих, и придадут они к кисти на углу нить голубую («тхелет»).
Запрет займа под проценты и его актуальность в повседневной жизни №55, Рав Шмуэль Копелевич Тора строго запрещает еврею давать в долг под проценты другому еврею («рибит»). Этот запрет упоминается в шести стихах, в недельных главах «Мишпатим», «Бэ-ар» и «Ки теце». У этого запрета есть особенность, делающая его в определенном плане более строгим, чем многие другие.
О порицании тех кто не делает прививки №55, Рав Даниэль Манн Вопрос: Есть родители, которые не делают своим детям прививки от кори, и тем самым подвергают людей в общине риску заболевания. Можно ли публично стыдить их, для того чтобы побудить сделать прививки?
Семисвечник в доме №55, Рав Лейб Нахман Злотник, Статьи В Торе сказано: «Не делайте при Мне ...» (Шмот 20:20). Из этих слов учат наши мудрецы запрет строить дом или отдельную комнату, похожую по форме и размерам на переносной или стационарный Храм, а также запрещено изготовлять предметы по подобию храмовых: стол, светильник и др. («Авода Зара» 43а; «Менахот» 28б).

Выпуск №54

Переходный возвраст №54, Рошель Касоб Меир открыл дверь в родительскую квартиру своим ключом. Он всегда так поступал, хотя уже года четыре назад окончательно съехал от них. Он зашёл всего на пять минут, забрать Лёльку. Дело шло к полуночи, но он знал, что дочка не спит, ждёт пока папа её заберёт. Каждый раз разговор с ней шёл по одному сценарию.
Тринадцать качеств милосердия №54, Рав Илель Бродский Знаменитая фраза, которую мы читаем в «покаянной молитве» и в дни общественного поста, так называемые «Тринадцать качеств милосердия», обычно произносится на Святом языке и звучит так: .ונקה וחטאה ופשע עוון נושא ,לאלפים חסד נוצר ,ואמת חסד-ורב ,אפיים ארך — וחנו רחום אל ,’ה ’ה
Ожидание Машиаха №54, Рав Александр Кац Хафец Хаим вспоминал, что у последнего пророка Малахи прямо предсказано: «Внезапно войдет в свой чертог властитель, которого вы ищите, и посланник Завета, которого вы желаете» (3:1) — а имеются в виду царь-Машиах и пророк Элияу. В книгах мудрецов утверждается, что пророк Элияу может облететь всю землю стремительно — всего «четырьмя перелетами». А если так, то каждый день открыта возможность, что он придет внезапно
Изменения себя и любовь ко Всевышнему №54, Авия Кальменс Тора учит нас не тому, как влиять на этот мир, а тому, как начать видеть его таким, каков он есть на самом деле. Тора учит, что когда мы совершаем те или иные поступки, это влияет на нас. И Тора в целом, и все те места в Писании, где Всевышний раскрывает нам Свою волю, а также слова, которыми мудрецы наставляют нас, чтобы мы вели себя определенным образом — все это открывает перед нами мир, причем таким, каков он и есть в реальности.
48 путей к мудрости. Путь 12 №54, Рав Ноах Вайнберг Большинство людей не представляют себя в роли учителя. «Учитель — это профессия. Какой из меня учитель?» И все же, прислушавшись к себе, мы почувствуем внутреннюю потребность, природную склонность научить (Рамбам «Восемь глав», гл.8).
Шоа №54, Рав Йоэль Шварц «Если есть Б-г, то почему праведнику так часто приходится плохо»? Вот главный вопрос, который всегда уводил с пути поиска истины всех маловерных. В контексте того, что произошло во время Катастрофы, этот вопрос приобретает для всего нашего поколения особенный смысл и глубину. Действительно, диалог между людьми светскими и религиозными редко обходится без вопроса: «Где был Б-г во время Катастрофы?»
О любви к Торе №54, Рав Элияу Нахман Вугенфирер В журнале «Мир Торы» № 53 была опубликована статья р. Мордехая Рябинского о законах изучения Торы. Я согласен с тем, что при изучении Торы действительно очень важно знать, как ее правильно учить. Но в данной статье я ставлю перед собой цель объяснить, что у Торы есть свой особенный дух, сопровождающий ее изучение.
О заповедях следовать путями Всевышнего и любить ближнего №54, Рав Элияу Тавгер В «Мире Торы» №53 была опубликована статья рава Шалома Каплана «Уподобиться Б-гу и возлюбить ближнего: анализ заповедей на основе трудов Рамбама». Автор обсуждает вопрос о том, в чем состоит разница между заповедью любить ближнего как самого себя (повелительная заповедь №206 в «Книге Заповедей» Рамбама) от заповеди следовать путями Всевышнего (заповедь №8 там же).
Смысл имен гор благословения и проклятия №54, Рав Гедалья Спинадель Написано в Книге Дварим (глава «Ки-таво»), что после перехода через Ярден еврейский народ должен был подтвердить свой союз с Б-гом на горах Гризим (גרזים) и Эйвал (עיבל). Для этого шесть колен (Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин) должны были встать на горе Гризим, шесть остальных (Реувен, Гад, Ашер, Звyлyн, Дан и Нафтали) — на горе Эйвал.
Запрет на употребление крови №54, Рав Леви Ицхак Риц Цель данного текста — в краткой форме рассказать о запрете употребления в пищу крови, а также о том какие еще запреты связаны с этим, и когда, наоборот, можно «есть» кровь, не опасаясь нарушить запрет.
Нужно ли произносить благословение на изучение Торы чтобы читать стихи Писания? №54, Рав Хаим Суницкий Как известно, наши мудрецы установили особые благословения на изучение Торы, и запрещено изучать Тору (Письменную или Устную), пока не прочтешь эти благословения.
О значении и сути законов ритуальной чистоты и нечистоты №54, Рав Эйтан Кальменс Термины «таара» и «тума» (обычно переводятся как ритуальная чистота и нечистота соответственно) в Торе могут использоваться также в отношении разрешенных и запрещенных к употреблению в пищу животных. В Писании грехи тоже могут именоваться словом «тума», а очищение от них — термином «таара».
«Мецораим» в Танахе №54, Рав Яаков Баум Цараат — это особое наказание, посылавшееся с Небес во времена Танаха за определенные грехи. В первой части статьи в доступной и лаконичной форме было изложено то, что мы знаем о цараат.
О поездках в Умань на Рош а-шана №54, Рав Шимшон Надель Каждый год десятки тысяч паломников покидают Землю Израиля и стекаются к могиле раби Нахмана из Брацлава чтобы провести там Рош а-Шана. В прошлом году около 30 тысяч евреев собрались в украинском городе Умань, превратив празднование Рош а-Шана в самое массовое заграничное событие с участием израильтян, если верить израильскому МИДу.
Запрет покидать Землю Израиля №54, Рав Хаим Дов Бриск В «Мире Торы» №52 мы обсудили заповедь наследовать и заселять Землю Израиля и жить в ней, уделив внимание различным аспектам этой заповеди. В продолжение темы, мы займемся обратной стороной вопроса о заселении Земли Израиля, а именно запретом покидать Землю Израиля.
Форточка в вечность №54, Рав Цви Патлас Десятью речениями сотворил Творец всё творение («Авот» гл.5). Но если мы подсчитаем все речения, которые начинаются со слов «Ва-йомер» («И сказал»), то их окажется только девять. А где десятое? На этот вопрос отвечает Талмуд («Мегила» 21б): «Сказал раби Йоханан: «Бе-решит нами маамар» («Берешит» («В начале») тоже является речением»).
Почему так мало «наших» делает тшуву? №54, Рав Гавриэль Фельдман Еврею из светской семьи непросто решиться на «тшуву». Чем старше он становится, тем тяжелее ему начать соблюдать — это факт, с которым трудно спорить. Тем не менее, во всем мире люди, и в том числе те, которые говорят по-русски, приобщаются к Торе. Рав Моше Шапиро всегда говорил о духовном возрождении русского еврейства как об открытом чуде Всевышнего.

Выпуск №53

О возвращении к вере №53, Рав Йосеф Менделевич «Самолетное дело» в разгаре. Каждый день арестовывают, обыскивают, допрашивают десятки людей, связанных с нами. Нет, не «террористов», подобных нам, а любого ученика нелегальных ульпанов — всякого, кто имел связь с нами. Полный разгром нашего национального движения»! Мы хотели пробить щель в «железном занавесе», прорваться любой ценой на Родину. Хотя друзья нас предупреждали: «Не делайте этого! Вы уже на крючке у КГБ. Пойдёте на захват — вас повяжут, и вы потянете нас за собой». Мудрые слова. Так и получилось.
О передаче трумы коэну №53, Рав Даниэль Манн Вопрос: Когда я отделяю «труму» и «маасер», может мне лучше отдать «труму» коэну, вместо того чтобы завернуть ее и выбросить?
Мясо после сыра №53, Рав Лейб Нахман Злотник О том, что после завершения мясной трапезы еврею следует выжидать шесть часов перед тем, как есть молочные продукты, известно очень многим. А все ли знают, каков закон в обратной ситуации, т.е. когда собираются есть мясные продукты после молочной трапезы? Существует ли принципиальное отличие в законе или обычае, в зависимости от того, какой молочный продукт был употреблен в пищу?
Вода дождевая и вода проточная: сила очищать №53, Рав Леви Ицхак Риц В Торе мы находим понятие «тума» — скверна, духовная нечистота. Основой духовной нечистоты является связь со смертью — будь то умершее тело как таковое, или же то, что отдаленно напоминает умершего, как, например, «мецора» — пораженный язвами «цараат» (термин, неточно переводимый на русский язык как проказа), часть которого как бы «мертва»; или «нида» (женщина в период менструации ), поскольку состояние «ниды» понимается как смерть потенциальной жизни; по той же причине нечист «Зав» — истекающий семенем (больной ганареей) и т.д.
Запретительные заповеди Торы, причиной которых является посвящение Вс-вышнему №53, Рав Эйтан Кальменс В Торе мы встречаем ряд запретов, касающихся определенных предметов, но причина, по которой эти предметы попали под запрет, не всегда состоит в том, что эти предметы чем-то «плохи» — наоборот, часто запрещенные к использованию вещи являются чрезвычайно важными, и поэтому они предназначены исключительно для служения Вс-вышнему, а не для будничных целей.
Биркат а-мазон — молитва после еды №53, Авраам Эпштейн Жизнь еврея, который соблюдает заповеди Торы, расписана до мельчайших деталей. Представитель нашего народа именуется «йеуди», по имени царского колена Йеуды, к которому относится большинство из нас. Корнем слова «йеуди» является «одаа» – благодарность.
«Мецораим» в Танахе №53, Рав Яаков Баум Как известно, «Шулхан Арух» делится на четыре части: «Орах Хаим», «Йорэ Деа», «Эвен а-Эзер» и «Хошен Мишпат». «Орах Хаим», первый раздел «Шулхан Аруха», посвящен законам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: это законы молитв, благословений, тфилин, Шабатов и праздников и т.д.
О некоторых законах и обычаях №53, Рав Лейб Нахман Злотник Ашкеназский законоучитель Рама (прим. к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим» 690.7) приводит от имени Абудраама следующий древний обычай: когда-то было принято, что дети рисовали Амана на палках и камнях или писали на них его имя, а потом били по этим палкам и камням, пока изображение не исчезало. Этот обычай основан на повелительной заповеди Торы: «Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19), а также на стихе из Ктувим: «И имя нечестивцев сгниет» (Мишлей 10:7).
О товарах с дефектами (из книги «Мишпатей а-Тора», глава «Купля и продажа») №53, Цви Шпиц Если человек купил дом или квартиру, и обнаружил изъяны в постройке, в каком случае он может потребовать полной отмены сделки, а в каком случае он может требовать лишь исправления этих дефектов?
Получение видеозаписи, которая была сделана в Шабат №53, Рав Даниэль Манн Вопрос: Недавно у моего сына состоялась бар мицва. В Шабат в синагогу пришел его нееврейский друг, который, как выяснилось, снимал некоторые моменты на свой телефон (если бы я заметил, то попросил бы не делать этого). Он говорит, что может переслать мне видео. Это, конечно, было бы замечательно, но могу ли я принять его предложение?
Законы изучения Торы №53, Рав Мордехай Рябинский В данной статье автор обсуждает заповедь изучения Торы и связанные с ней законы. Он уделяет внимание не только вопросу о том, как и что должны изучать представители религиозного общества, прошедшие через хедеры и ешивы, но и обсуждению учебы тех евреев, которые вернулись к соблюдению Традиции уже в зрелом возрасте.
«Сотри память об амалеке»: актуальность заповеди в наши дни №53, Рав Цви Патлас В «Сефер мицвот» (заповедь 189) Рамбам пишет: «Есть у нас повеление уничтожить семя Амалека из всего семени Эсава. Это то, что сказано в конце главы «Ки Теце» книги Дварим: «Сотри память об Амалеке». И это одна из трех заповедей, которую обязан исполнить наш народ, когда овладеет землей Израиля: И война против Амалека — это заповеданная война».
Заповедь посетить своего учителя в праздник №53, Рав Лейб Нахман Злотник В Талмуде («Рош а-Шана» 16б; «Сукка» 27б) приведены слова раби Ицхака о том, что каждый обязан посещать своего учителя в праздники1. Этот закон раби Ицхак вывел из сказанного мужем женщины из Шунама, которая собралась посетить пророка Элишу: «Почему ты идешь к нему сегодня, ведь не месяц сегодня и не Cуббота?» (Млахим II 4:23). В данной статье я попытаюсь затронуть основные аспекты этой заповеди.
О семидесяти субботних годах, которые не были соблюдены №53, Рав Ицхак Зильбер «Спросил раби Симлай: «Почему Моше Рабейну так страстно стремился войти в Землю Израиля? Неужели желал он насытиться плодами этой Земли, или насладиться другими её благами? Но вот что сказал Моше: «Многие заповеди Торы возможно исполнить исключительно в Земле Израиля. Войду в Землю для того, чтобы исполнить их»»» («Сота» 14а). Любовь к Земле Израиля и заповедям, связанным с ней, является одной из основ иудаизма.
Самая важная заповедь №53, Рав Гавриэль Фельдман О «кируве» — деятельности по приближению к Торе тех, кто от нее далек — сказано очень много. Наш учитель рав Моше Шапиро, благословенна память о праведнике, считал что приобщение евреев к Торе является в наши дни наиважнейшей заповедью.