Нужно ли произносить благословение на изучение Торы чтобы читать стихи Писания?
Рав Хаим СУНИЦКИЙ Раввин портала www.torahone.com
Как известно, наши мудрецы установили особые благословения на изучение Торы, и запрещено изучать Тору (Письменную или Устную), пока не прочтешь эти благословения1.
Законоучителя разошлись во мнениях относительно того, нужно ли произносить благословение на Тору, когда стихи Писания читают во время молитвы. В кодексе «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 46.9) раби Йосеф Каро пишет: «Пусть человек не читает стихи, не произнеся благословения на Тору, несмотря на то что он их читает лишь как часть молитвы. А некоторые говорят, что об этом нечего беспокоиться, ведь он их произносит лишь как мольбу. И желательно следовать первому мнению».
Раби Моше Иссерлис (Рама), главный ашкеназский авторитет, в своем примечании к «Шулхан Аруху» написал обратное: «Однако обычай следовать второму мнению. Ведь во время чтения Слихот принято сперва читать Слихот, и лишь затем произносят благословение на Тору, в порядке остальных благословений. И также каждый день, когда мы входим в синагогу, мы произносим несколько стихов и молитв, и лишь потом благословение на Тору.
Виленский Гаон согласился с мнением Рама, потому что в старых молитвенниках благословение на Тору было помещено не в самом начале, а лишь перед отрывком о ежедневном жертвоприношении («Тамид»), несмотря на то, что до этого человек успевал прочесть множество стихов Торы. В этом коротком эссе я хочу представить довод из Талмуда, который, как мне кажется, подкрепляет именно эту позицию.
Вавилонский Талмуд сообщает нам, что если человек планирует молиться сразу после пробуждения, ему необязательно читать перед молитвой благословение на Тору, поскольку и благословение «Аава раба» («Любовью великой»), которое тоже включает благодарность за Тору, может играть роль благословения на изучение Торы. А те благословения на Тору, которые мы произносим, были установлены для тех, кто собирается учиться до утренней молитвы. И так написано в трактате «Брахот» (11б): «Сказал рав Йеуда от имени Шмуэля: тот, кто встал, чтобы заниматься Торой до того, как прочитает «Шма», должен прочесть благословения [на Тору]. [Но если он будет заниматься] только после «Шма», ему не нужно читать благословение [на изучение Торы], ведь он уже выполнил свою обязанность, [когда прочитал благословение] «Аава Раба»».
Однако в установленном порядке утренней молитвы первое благословение «Шма», предшествующее «Аава Раба», содержит стих из Писания: «Сотворившего светила великие, ибо навеки милость Его» (Теилим 136:7). Поэтому, даже если мы предположим, что человек не читал предшествующие «Шма» псалмы, образующие «Песукей де-Зимра» («Стихи восхваления»), которые в те времена не были обязательными, сам факт того, что разрешено произносить благословения до «Шма», не предваряя их благословением на Тору, означает, что нет запрета на произнесение стихов Писания, если они являются частью молитвы, даже если благословения на Тору не были произнесены2.
1 Заметим, что при чтении Свитка Торы в общине, наши мудрецы обязали произносить специальные благословения до и после чтения, и благословение перед чтения Свитка совпадает с одним из благословений на изучение Торы.
2 И даже если предположить, что во времена Талмуда версия текста первого благословения «Шма» отличалась от той, что принята у нас, и не содержала данного стиха из Теилим, та версия все равно содержала часть другого стиха — слова пророка Йешаяу (45:7): «Создаю свет и творю тьму…», включение которого в благословение обсуждается в Талмуде (там же).