№60, Рав Лейб Нахман Злотник

Законы почитания родителей

Рав Лейб Нахман ЗЛОТНИК 

Одним из Десяти Речений, произнесенных Всевышним во время Синайского откровения, является заповедь почитания родителей. Это пятое из десяти повелений Творца, высеченных на Скрижалях Завета. О величии и значимости этой заповеди много говорится в Талмуде, мидрашах, «Зоаре» и других источниках еврейской мудрости. Тора приравнивает почтение и трепет перед родителями к почитанию Всевышнего и трепету перед Ним.

Источники в Писании и комментарии к ним

В Торе сказано: «Почитай отца своего и мать свою» (Шмот 20:12), а также: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…» (Ваикра 19:3). Следует обратить внимание, что, говоря о почитании, Писание упоминает вначале отца, а затем мать, а когда речь идет о страхе, то мать предшествует отцу. Очередность слов в Торе, как и все остальное, отнюдь не случайна. Наши учителя объясняют, что природа человека такова, что он больше склонен к почитанию матери, которая с ним нежна и ласкова, а боится больше отца, который может более жестко потребовать и более строго наказать. Именно поэтому Тора, говоря о почитании, в первую очередь называет отца, а когда говорится о страхе — первой упоминает мать, чтобы показать нам, что и почитать, и бояться отца и мать мы обязаны в равной степени. Заметим, что в отноше- нии заповеди почитания и боязни родителей в источниках часто упоминается только отец и сын, но на самом деле, за исключением отдельных случаев, законы, связанные с этими заповедями, должны исполнять как сын, так и дочь по отношению к обоим родителям. Это следует учитывать, читая приведенные ниже высказывания наших учителей.

Что такое «почитание» и что такое «страх»

В своде еврейских законов, «Шулхан Арухе» («Йорэ Дэа» 240) сказано: «Каким образом исполняется заповедь бояться отца? Запрещено стоять в том месте, где обычно стоит отец в собрании старейшин, в том месте, где он обычно молится, сидеть на том месте, где он обычно сидит во время семейных трапез. Запрещено с ним спорить. Иногда запрещено даже выражать согласие с тем, что было им сказано, если это происходит в форме оцен- ки его слов. Например, если отец с кем-либо дискутирует, запрещено сыну в присутствии отца сказать, что его отец прав. Запрещено называть отца по имени как при его жизни, так и после смерти. Обращаясь к нему, нужно говорить: «отец» или «папа», а говоря о нем с другими людьми — «отец, наставник мой». Каким образом исполняется заповедь почитать отца? Сын обязан (в случае когда отец не в состоянии сделать это сам) накормить его, напоить, одеть, укрыть, помочь при передвижении».

Оба эти повеления Торы — почитание и страх — человек обязан исполнять и действием, и словами, и мыслями. На взгляд некоторых авторитетов Торы, суть исполнения заповеди бояться родителей заключается в отказе от действий, слов и мыслей, которые умаляют величие и значимость родителей, обижают, огорчают, расстраивают их или, тем более, гневят или оскорбляют. В то время, как заповедь почитания родителей заключается в совершении действий, произнесении слов и вынашивании мыслей, выражающих уважение к родителям.

Почему нужно почитать родителей?

Все 613 заповедей Торы человек обязан выполнять независимо от того, понимает он их смысл и причину, или смысл и причина этих заповедей сокрыты от него. Заповедь почитания родителей — одна из самых понятных и доступных человеческому разуму заповедей. Нет никаких сомнений в том, что по отношению к людям, которые тебя родили, вырастили, воспитали, не спали ради тебя ночами, лечили, кормили, одевали и т.д., — ты должен испытывать чувство безмерной благодарности, которая выражается в проявле- нии почтения и уважения к этим людям, желании отплатить добром за добро. В «Сефер Хасидим» сказано, что тот, кто почитает родителей, называется праведником, а тот, кто не почитает — нечестивцем.

Но человек при исполнении этой заповеди не обязательно должен быть движим чувством благодарности за полученное добро. Рав Меир Симха из Двинска говорил, что даже тот, кого родители не растили и не воспитывали, должен их почитать. Поколение пустыни питалось маном, пило воду из колодца Мирьям, который сопровождал их повсюду, а облака Славы Всевышнего стирали и гладили им одежду, которая росла вместе с ними. Нормам морали и нравственности обучал их Сам Всевышний через Моше. Тем не менее, и этому поколению было заповедано почитать родителей. В Талмуде сказано, что в создании человека принимают участие трое: Б-г, отец и мать. Родители как бы выступают в качестве компаньонов Всевышнего в создании и воспитании человека, а компаньонов Всевышнего необходимо почитать! Как уже упоминалось, заповедь почитания отца и матери необходимо выполнять во всех аспектах: мысленно, словами и действиями. Первый аспект — мысль. Эту великую заповедь человек выполняет мысленно, когда думает о том, какие особенные, замечательные и прекрасные у него родители, когда вспоминает их хорошие качества, поступки и достоинства. Великий мудрец Торы нашего времени, рав Хаим Шмулевич, говорил, что необходимо уважать родителей не вопреки тому, каковы они, а за то, какие они. Это зна- чит, что дети должны видеть их достоинства и превозносить их, даже если окружающие этого не видят и придерживаются в отношении них другого мнения.

Три аспекта заповеди почитания отца и матери

Второй аспект — слово. Говорить с родителями и о родителях дети обязаны с любовью и нежностью, с большим почтением и высоко их оценивая. В различных источниках написано, что с отцом и матерью следует говорить как с царем и царицей, всячески выказывая им почтение. Дети должны стараться всегда первыми здороваться с отцом и матерью, сообщать им новости, говорить об отъезде и возвращении, живо интересоваться их новостями и здоровьем. Если человек просит о чем-либо людей, которые знают его родителей, ему следует сказать: «Сделайте мне это одолжение ради моего отца (или матери)», даже если он уверен в том, что они выполнили бы его просьбу и не зная родителей. Этим человек возвышает своих родителей и оказывает им уважение. Если человек слышит, что о его родителях отзываются в неуважительной форме, он обязан это сразу же пресечь. Если вмешательство не поможет, а только вызовет еще более бурный гнев и приведет к еще большему унижению, иногда целесообразнее промолчать.

Третий аспект выполнения заповеди — действие. Уже сам по себе тот факт, что человек в повседневной своей жизни поступает честно и порядочно, и ведет себя достойно, в некотором смысле является исполнением заповеди почитания родителей, т.к. доброе имя отца и матери будет превознесено и отмечено: «Такого прекрасного человека могли воспитать только очень хорошие родители». Всякая выполненная заповедь и доброе дело, которое совершает человек, косвенно являются исполнением заповеди почитания родителей — ведь все, что он делает, в определенном смысле является следствием полученного воспитания. Всевышний «вспоминает их к добру» и воздает им в этом мире и в Мире Грядущем. Помощь, которую дети оказывают родителям, должна сопровождаться радостным и доброжелательным настроем, чтобы родителям было приятно ее принимать. В Талмуде сказано, что иногда может произойти так, что сын угощает отца деликатесами и за это попадает в Ад, а иногда он дает отцу тяжелую работу и удостаивается Рая. Как это может случиться? Например, сын угощает отца откормленными перепелами и на вопрос отца: «Откуда у тебя это, сынок?», сквозь зубы цедит: «Жуй, жуй, старик, не отвлекайся». Другой сын, чтобы отца не взяли выполнять царскую повинность, устраивает его работать к себе на мельницу. Отец тяжело работает на сына, тот поддерживает его с лаской и состраданием, говоря, что на царской работе ему пришлось бы трудней, поскольку она намного продолжительней и утомительней, — и за это удостаивается великой награды и в этом, и в Грядущем Мире.

Выполняя заповедь почитания родителей, необходимо принять во внимание два общих для всех предписаний Торы правила: Иногда выполнение заповеди почитания родителей связано с материальными затратами: плата за транспорт, лекарства, продукты питания, одежду, ремонт квартиры и т.п. Если у родителей есть такая возможность, то оплата всех этих расходов осуществляется за их счет. Когда для того, чтобы помочь родителям, человек вынужден пропустить работу и теряет заработок, то не восполняет его за счет родителей. Расходы на телефонные звонки, проезд, письма и т.п., необходимые для исполнения заповеди почитания родителей, не оплачиваются родительскими деньгами, т.к. вместо звонка или письма дети могли бы явиться лично, а вместо того, чтобы пользоваться транспортом, прийти пешком.

1. Должно быть намерение исполнить заповедь Всевышнего.

2. Заповедь, которую человек исполняет лично, выше и значимее, чем та, исполнить которую он просит или нанимает кого-то другого.

За чей счет осуществляется заповедь почитания родителей?

В случае, когда у родителей нет возможности оплачивать расходы, их нужды оплачиваются детьми. Братья и сестры разделяют эти расходы между собой в соответствии с материальной обеспеченностью каждого из них. Если у детей нет возможности оплатить родительские расходы, тогда, по букве закона, они не обязаны искать средства на это. Тем не менее, согласно нормам морали, они должны это сделать и не допустить того, чтобы их родители испытывали нужду.

Дети обязаны помогать родителям, даже если из-за этого они могут быть уволены с работы и потерять заработок. Если у человека есть дети возрастом до шести лет, и денег хватает либо на пропитание детям, либо на оплату расходов на нужды родителей, обязанность по отношению к детям первостепенна.

Обязанность вставать перед родителями Сын и дочь обязаны вставать перед родителями, даже если родители этого не видят. Вставать следует в полный рост. Обязанность встать перед отцом и матерью вступает в силу сразу в момент, как только сын или дочь их увидели, даже если родители находятся еще довольно далеко. Дети должны стоять, пока родители не уйдут или не сядут. Существует обязанность вставать перед родителями дважды в день — один раз утром и один раз вечером. Если присутствуют посторонние люди, которые не видели, что сын или дочь сегодня уже вставали перед родителями, они должны встать еще раз. Всякий раз, когда дети встают перед родителями помимо обязательных двух раз, они выполняют заповедь почитания родителей, и награда за это велика.

Как следует поступить сыну или дочери, которые еще до того, как увидеть отца или мать, перед которыми они должны вставать, собирались встать с места с другой целью — например, чтобы что-либо взять или перейти в другое место? В таком случае им следует встать перед родителями, затем на некоторое время присесть и только после этого вставать для своих нужд.

Родители могут позволить детям не вставать перед ними. В таком случае, если сын или дочь не встанут перед ними, они не совершат нарушения, но если все же встанут — исполнят заповедь. Если отец является учеником своего сына — мудреца Торы, то сын встает перед отцом, поскольку тот — отец, а отец встает перед сыном, выполняя обязанность вставать перед учителем Торы. И все же сыну необходимо всячески стараться, что- бы не утруждать отца, чтобы тому вообще не приходилось вставать перед ним.

В истории нашего народа известны случаи, когда отец, являясь великим знатоком Торы, вставал перед своим сыном в знак почтения к его знаниям, несмотря на то, что знания сына и не превосходили знаний отца. Так рассказывают о мудреце Торы нашего времени, раве Хаиме Соловейчике: он настолько высоко ценил глубину познаний в Торе своего сына, рава Ицхака Зеева (Рава из Бриска), что всякий раз вставал, когда тот входил. Рав из Бриска не хотел утруждать отца, поэтому он часто заходил домой… через окно. Тот, кто в данный момент занят изучением Торы, также обязан встать перед родителями.

Просьбы, противоречащие букве и духу Торы

В случае, если исполнение просьбы родителей предполагает нарушение закона Торы или постановления мудрецов, запрещено ее исполнять. Сказано в Торе: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои соблюдайте, Я – Г-сподь, Б-г ваш». Наши учителя объясняют, что соседство двух заповедей — почитания родителей и соблюдения Субботы — не случайно. Этим Тора хотела научить нас, что, если отец или мать требуют нарушить Субботу (или совершить любое другое нарушение), то их запрещено слушаться. Почему? Ответ дается в конце стиха: «Я – Г-сподь, Б-г ваш», значит и ты сам, и твои родители обязаны исполнять Мои законы.

Если родители возражают против того, чтобы их сын или дочь простили кого-то, помирились с кем-либо и т.д., нет обязанности их слушаться, т.к. такое поведение противоречит предписанию Торы «не ненавидь ближнего своего в сердце своем». Если отец без какого-либо алахического обоснования, а исключительно под влиянием ненависти запрещает сыну читать «Кадиш» по усопшей матери, или мать запрещает сыну читать «Кадиш» по отцу — нет обязанности их слушаться. Если родители просят совершить действие, которое может быть опасно для здоровья или жизни, или действие, которое выглядит нелепо или непристойно, нет обязанности исполнять их просьбу. Нет обязанности слушаться родителей, которые запрещают сыну или дочери переехать жить в Землю Израиля.

Заметим, что по мнению специалистов, множество семейных разногласий возникает именно из-за вмешательства родителей в дела своих взрослых детей. К великому сожалению, прекрасные семьи нередко рушатся лишь из-за того, что муж или жена, неправильно понимая заповедь почитания родителей, позволили им вторгаться в свою семейную жизнь. Еще одно распространенное печальное явление в отношениях между родителями и детьми — это чрезмерное давление родителей на детей, подчинение их своей воле, диктат и т.п. В этих и подобных им ситуациях необходимо срочно проконсультироваться с опытным раввином, потому что часто запрещено терпеть подобное и эти мучения не имеют ничего общего с заповедью почитания родителей.

Если родители беспокоятся, когда их дети постятся, и просят этого не делать, то в случае, если пост не обязателен по закону, следует прислушаться к мнению родителей, и как минимум в их присутствии не поститься.

Заповедь почитания родителей и другие заповеди

В случае, когда человек был занят выполнением какой-либо заповеди и родители попросили его о чем-либо, ему следует завершить начатую заповедь, а после этого помочь родителям, поскольку если выполняется одна заповедь, запрещено ее оставлять, не закончив, ради другой. Исключение составляет только заповедь изучения Торы — ее можно прервать, несмотря на то, что это самая великая из всех 613 заповедей. Ведь Тору изучают для того, чтобы ее исполнять, и если во время изучения представилась возможность исполнить какую-либо заповедь, исполнение которой не терпит отлагательств, и ее невозможно поручить другим, человек обязан временно прервать изучение Торы и выполнить эту заповедь. Поэтому, если человек учил Тору, а родителям понадобилось что-либо, что невозможно сделать потом, и никто другой, кроме сына, не может им в этом помочь, сын обязан на время отвлечься от учебы и помочь родителям.

Если человеку одновременно представилась возможность выполнить просьбу родителей и возможность исполнить другую заповедь, то если другая заповедь может быть выполнена позже, или ее может выполнить кто-то другой, он обязан сперва исполнить просьбу родителей, поскольку она важнее любой другой заповеди. Но если вторая заповедь не терпит отлагательств и ее не могут выполнить другие люди, человек обязан сначала выполнить эту вторую заповедь, поскольку и он сам, и его родители обязаны исполнять заповеди Торы.

Отец обязан обучить сыновей Торе. Если средств хватает на то, чтобы и отец, и сын за- нимались изучением Торы, они должны оба посвятить все свое время ее изучению. Если средств хватает только на то, чтобы кто-либо один из них изучал Тору, тогда если отец способен изучать Тору с той же эффективностью, что и сын, то у него право первенства в изучении, а сыну нужно заниматься вопросами пропитания. Если талант и способности у сына выше, чем у отца, то он должен заниматься изучением Торы, а отец — вопросами пропитания.

В Торе рассказывается о том, что наш праотец Яаков, спасаясь от Эсава, был вынужден покинуть отчий дом. В течении тридцати шести лет он не имел возможности исполнять заповедь почитания родителей: четырнадцать лет, проведенных им в доме учения Шема и Эвера и двадцать два года, проведенных им у Лавана и по дороге домой. Его любимого сына Йосефа братья продали в рабство, в результате чего Йосеф находился вдали от отца двадцать два года и, соответственно, был лишен возможности исполнять заповедь почитания родителей. В Талмуде сказано, что эти двадцать два года, которые Йосеф не имел возможности почитать отца, соответствуют двадцати двум годам, в которые Яаков не исполнял заповедь почитания своего отца Ицхака. Но ведь, как было отмечено выше, Яаков отсутствовал не двадцать два года, а тридцать шесть лет! Объясняют мудрецы, что четырнадцать лет, проведенных за изучением Торы, в расчет не берутся. Отсюда учат, что сыну разрешено уехать в другой город или даже страну ради более эффективного изучения Торы — даже если в результате этого он не сможет помогать родителям. Если в том месте, где живут родители, можно изучать Тору так же эффективно, как и в любом другом, сын обязан остаться с родителями для того, чтобы у него была возможность исполнять законы почитания родителей.

Если родители считают, что их сыну следует получить светское образование или идти работать, а сын искренне хочет изучать Тору, он не обязан принимать точку зрения родителей. В каждом конкретном случае, когда родители противятся тому, чтобы сын изучал Тору, следует проконсультироваться у опытного и знающего раввина.

При решении любого вопроса, а тем более столь важного, как женитьба, следует серьезно отнестись к совету любящих родителей, которые искренне желают помочь и за плечами которых богатый жизненный опыт. И все же, когда речь идет о выборе спутника жизни, и мнение родителей не соответствует мнению их ребенка, дети не обязаны слушаться родителей. Разрешено уехать от родителей в другой город или даже страну с целью создания семьи. В любой ситуации, когда существуют разногласия между родителями и детьми, даже если дети не обязаны принять мнение родителей, следует посоветоваться со знающим и опытным раввином.

Как выражать родителям свое несогласие

Если дети считают, что родители ошиблись или неправы, они ни в коем случае не должны сказать родителям об этом прямо. Можно намекнуть в вопросительной форме, например: «Ты помнишь, чему ты меня учил?», или: «Ты помнишь, что ты мне говорил?», или: «Как по твоему мнению следует понять написанное в такой-то книге?» и т.п. Тогда родители, с одной стороны, поймут свою ошибку, а с другой — не будут оскорблены или обижены.

Родители, не соблюдающие законы Торы

Запрещено открыто выказывать презрение в адрес родителей, которые не соблюдают законы Торы — даже если они это делают открыто и осознанно. И тем более, запрещено их проклинать или бить. Во времена Храма, когда применялись физические наказания, сыну было запрещено выступать в качестве палача своих родителей.

Согласно мнению Рамбама, обязанность почитания родителей в полной мере распространяется и на те ситуации, когда речь идет о злостных нарушителях Торы. В соответствии с этой точкой зрения установлен закон в «Шулхан Арухе». Ашкеназский законодатель Рама установил закон в соответствии с мнениями других авторитетов Торы, которые считают, что в отношении таких родителей нет обязанности почитания, однако запрещено их обижать и огорчать. Многие законоучителя считают, что есть обязанность почитать родителей, не соблюдающих законы Торы в силу обстоятельств, которые от них не зависят: например, родители выросли и были воспитаны в духе атеизма, в изоляции от еврейской традиции и т.п — причем, даже согласно мнению Рама.

Запрещено оказывать родителям любое содействие в совершении ими нарушений закона, а также выражать согласие с таким поведением и одобрять его. В каждом отдельном случае должно решаться индивидуально, в какой форме сыну и дочери реагировать на то, что их родители нарушают Тору, и в некоторых случаях нужно обратиться за советом к опытному раввину.

Родители, которые освобождают детей от обязанности себя почитать

Родители могут освободить своих детей от обязанности их почитать — полностью или в определенных вопросах. В некоторых случаях это даже следует сделать, чтобы избавить детей от нарушений в этой области и облегчить им исполнение заповеди. Например, можно разрешить детям не вставать перед родителями, а также сидеть на родительских местах и т.п. В таком случае если их ребенок не встанет перед ними или сядет на их место, он не совершит нарушения, но если он, несмотря на разрешение, продолжит исполнять все законы почитания родителей, он тем самым будет исполнять важную заповедь, за которую его ждет великая награда.

Освобождая ребенка от обязанности себя почитать, родители должны учитывать тот факт, что для того, чтобы их ребенок сформировался как гармоничная, цельная личность, ему необходимо исполнять заповедь почитания родителей. Кроме того, иногда другие люди, которые могут не знать всех обстоятельств дела, смотрят на детей, которых освободили от почитания родителей, и учатся не почитать собственных родителей, хотя их не освобождали от этой обязанности, и они, таким образом, совершают великое нарушение Торы.

Родители, которые освободили своих детей частично или полностью от обязанности почитать себя, в любой момент вправе передумать и обязать их снова. Кроме того, разрешение родителей не почитать их не дает права их де- тям позорить, огорчать и волновать, грубить им или спорить с ними и, конечно же, бить или проклинать.

Принятие помощи от родителей

Детям запрещено утруждать родителей своими просьбами, даже если эти просьбы связаны с исполнением заповедей. Если родители сами выражают желание оказать помощь, разрешено ее принять. При этом дети должны понимать, что это не сама собой разумеющаяся вещь, и что родители вовсе не обязаны это делать. Они должны испытывать чувство особой благодарности по отношению к родителям и постоянно ее выражать словами и действиями.

Почитание родителей после их смерти

Заповедь почитания родителей человек продолжает исполнять и после их смерти. Любое доброе дело и хороший поступок, совершенный человеком, исполненные им заповеди, — все это ставится в заслугу его родителям, как до, так и после их смерти. В течение года после смерти отца или матери, упоминая о них, сын и дочь должны произносить фразу: «Арейни капарат мишкаво (мишкава)» — «Да буду я искуплением для своего отца (или матери)». После года при упоминании отца произносят: «зихроно ли-враха» — «благословенной памяти», а при упоминании матери: «алеа а-шалом» — «мир праху ее». Указанные фразы не только произносят при разговоре, но и записывают, когда упоминают о родителях в письменной форме.

В течение одиннадцати месяцев после смерти родителей сыновья читают по ним «Кадиш». «Кадиш» по матери читают, даже если отец жив, и, наоборот, — по отцу, если мать жива. Сыновья в течение всех одиннадцати месяцев траура по родителям молятся в качестве «хазана». Их вызывают в Субботу к Торе в качестве «мафтира».

В день годовщины смерти родителей («йорцайт») ежегодно дети зажигают поминальные свечи, постятся в заслугу родителей. В ряде общин принято, что в этот день дети устраивают специальную трапезу в память об усопших родителях. В день смерти родителей сыновья читают «Кадиш», молятся в качестве «хазана», их вызывают к Торе. В этот день дети посещают могилы родителей, дают нуждающимся милостыню в заслугу родителей, изучают определенные разделы из Мишны и читают специально установленные главы из Теилим.

Согласно букве закона, дети не обязаны выплачивать родительские долги. Однако выше рамок закона, чтобы уважить их память, было бы правильно выплатить их долги. Исполнение предсмертной воли отца и матери также является одной из составляющих заповеди почитания родителей.

Обязанность почитания других родственников

Заповедь почитания родителей включает в себя обязанность почитать и ряд других родственников. Согласно некоторым мнениям, в соответствии с правилами толкования Торы, из стиха, в котором сформулирована заповедь почитания родителей, выводится обязанность почитать старшего брата. Другие комментаторы считают, что почитание старшего брата является обязанностью, установленной специальным постановлением мудрецов. Что включает понятие «старший брат»? Во-пер- вых, речь идет о родном брате — как о брате по отцу и по матери, так и о брате только по одному из родителей. Некоторые считают, что это только брат-первенец, другие доказывают, что категория «старший брат» включает всех старших братьев и сестер. (Разногласия вызвал вопрос о том, что включает в себя заповедь почитания родителей, но в том, что каждому следует уважительно и почтительно относиться ко всем старшим — тем более, если это брат или сестра — все законоучителя единодушны).

В отличие от родителей, которых человек обязан почитать как в их присутствии, так и в их отсутствие, как при их жизни, так и после их смерти, заповедь почитания старшего брата (или братьев и сестер), согласно некоторым мнениям, человек обязан исполнять только в его присутствии и только при жизни родителей. Кроме этого, закон не запрещает называть старшего брата по имени и сидеть на предназначенном для него месте.

В отношении ряда законов Торы статус внуков человека идентичен статусу его детей. Исходя из этого, мудрецы выводят закон, согласно которому существует обязанность почитать дедушку и бабушку так же, как отца и мать. Но если родители и бабушка или дедушка попросили о чем-либо одновременно, исполнение воли родителей стоит на первом месте.

Согласно некоторым мнениям, в рамках исполнения заповеди почитания родителей существует обязанность почитать их братьев и сестер. Хафец Хаим в своих комментариях к Торе пишет, что если человек почитает тех, кого почитают его родители, то тем самым он исполняет заповедь почитания родителей.

Согласно некоторым мнениям, отношение к тестю и теще и к свекру и свекрови должно быть таким же, как к своим собственным родителям. Кроме того, почитая родителей мужа, жена оказывает почтение мужу, к чему ее явно обязывают законы Торы. Установленный закон гласит, что человек обязан почитать тестя и тещу как «уважаемых старцев», т.е. вставать перед ними, разговаривать в уважительной форме и т.д.

Роль женщины в заповеди почитания родителей

Выше отмечалось, что заповедь почитания родителей в равной степени возложена как на сыновей, так и на дочерей. Эта заповедь не зависит ни от времени, ни от места. И все же, на практике на обязанности замужней женщины по отношению к родителям накладывают определенный отпечаток ее обязанности по отношению к мужу, которые первостепенны и иногда могут «отодвинуть» обязанность почитать родителей. Другими словами, замужняя женщина обязана во всем, что касается исполнения заповеди почитания родителей, если это не идет в разрез с ее обязанностями по отношению к мужу. С согласия мужа она в полной мере обязана во всем, что касается почитания родителей. Девушка до замужества, разведенная женщина и вдова обязаны почитать родителей без каких-либо ограничений. Проявлять недостаточное уважение родителям, расстраивать, огорчать, позорить их или повышать на них голос, спорить и перебивать — разумеется, запрещено и замужней женщине.

Награда за почитание родителей

В Торе сказано: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле» (Шмот 20:12). Некоторые мудрецы полагают, что значимость заповедей настолько велика, что за них невозможно отплатить человеку в этом мире. Согласно этому мнению, «долгота дней», обещанная за исполнение заповеди почитания родителей — это «долголетие» в Грядущем Мире. Согласно другому мнению, тот, кто почитает родителей, получает благословение Свыше на долгую и счастливую жизнь и в этом мире тоже. Автор книги «Арбаа Турим» в комментариях к Торе пишет, что любящие родители, которые видят, как дети их почитают, молятся за их благополучие, и Всевышний продлевает жизнь детям и одаривает их Своим благословением. Рав Ицхак Абарбанель пишет, что тот, кто почитает родителей, обязательно будет почитаем своими детьми. Рабейну Бхае комментирует это так: чтобы у человека была возможность помогать родителям, Всевышний дарует ему долголетие и силы. Главный раввин Иерусалима начала прошлого века, рав Йосеф Хаим Зонненфельд, говорил, что Всевышний как бы возмещает человеку все то время, которое человек посвятил почитанию родителей. Тому, кто не почитает родителей без достаточных на то оснований, Всевышний, напротив, сокращает отпущенные дни жизни. Человек, который не выполнял в нужной мере заповедь почитания родителей, обязан раскаяться и попросить прощения и перед Творцом, и перед родителями. Причем без прощения родителей его грех не может быть искуплен даже в Йом Кипур.

Безграничность заповеди почитания родителей

Заповедь почитания родителей не имеет границ — ни временных, ни качественных, ни количественных. В Талмуде приводит- ся пример того, насколько безграничным должно быть терпение по отношению к родителям: отец выбрасывает в море принадлежащий сыну кошель с золотыми монетами, а сын молчит и принимает такое поведение отца, как должное. Ашкеназский законоучитель Рама установил закон в соответствии с мнением тех, кто считает, что пока отец еще не выбросил кошель, сын имеет право этому воспрепятствовать, т.к. нет обязанности нести материальный ущерб ради почитания родителей. Раби Йосеф Каро, составитель «Шулхан Аруха», установил закон в соответствии с мнением Рамбама: если это каким-то образом может обидеть отца, сыну запрещено препятствовать ему в намерении выбросить принадлежащий сыну кошель. И хотя заповедь почитания родителей выполняется за их счет, все же сын или дочь обязаны потерять все свое имущество, но не обидеть родителей.

Еще один пример из Талмуда: сын является уважаемым человеком, заседающим в совете старейшин и облаченным в соответствующие его положению одежды, но тут в зал входят его родители и на виду у всех присутствующих разрывают его одежды, дают ему оплеуху и плюют ему в лицо. И несмотря на это, сказано, что сын должен промолчать. (Но и в этом случае, если сын подозревает, что такое может произойти, то ему разрешено с помощью других людей предотвратить подобный поступок родителей).

Однажды одному из богатых жителей Ашкелона по имени Дама бен Натина предложили невероятно выгодную сделку. Но изза того, что ключи от помещения с товаром находились под подушкой спящего отца, и Дама бен Натина не хотел его тревожить, он был вынужден отказался от огромной прибыли.

Родительское благословение

Одним из проявлений почтения к родителям является стремление детей получить их благословение. Принято, что родители благословляют детей каждую Субботу перед началом вечерней трапезы, а также в канун Йом Кипура. В некоторых семьях принято, что дети после того, как их благословили, целуют руку родителям — в знак почтения и преклонения.

Благословение на исполнение заповеди почитания родителей

В отличие от многих других заповедей, на исполнение заповеди почитания родителей не установлено специальное благословение. Существует несколько причин, по которым не произносят благословение на исполнение этой невероятно важной заповеди: исполнение других заповедей такого рода, не установлено благословение.

1. Почитание родителей относится к заповедям, которые затрагивают отношения между людьми, а на такой род заповедей не установлено благословений.

2. На те заповеди, выполнение которых зависит от желаний и настроений других людей, не установлены специальные благословения, поскольку тот, на кого «направлена» заповедь, может не захотеть ее принять, и заповедь не будет выполнена. (Возможно, это объяснение первой причины).

3. Т.к. заповедь почитания родителей «постоянна» и нет такого времени, когда человек от нее свободен, то на ее исполнение, как и на

4. На исполнение заповедей, которые обязаны выполнять представители всех народов, а не только евреи, не установлены благословения.

5. На такие действия, которые человек совершает, исходя из здравого смысла, а не только потому, что это заповедано Торой, не произносят благословения.

6. Поскольку заповедь почитания родителей невозможно выполнить в полной мере, на эту заповедь не установлено благословение.

Запрет причинять родителям моральные и физические страдания Помимо изученных выше повелительных заповедей, сфера отношений между детьми и родителями включает в себя запрет обижать и расстраивать родителей. Говоря об этом запрете, Тора использует самую строгую форму запрета — проклятие: «Будь проклят позорящий отца своего и мать свою!» (Дварим 27:16). Данное проклятие распространяется и на те случаи, когда речь идет о родителях, которые ведут себя крайне неадекватно, неразумно и непристойно. Дети ни при каких обстоятельствах не имеют права повышать голос на родителей, обижать их, говорить с ними в грубой форме. Сыну или дочери, которые проклинают родителей при их жизни или после смерти, полагается самый страшный из четырех видов смертной казни. (Если в проклятии не было упомянуто имя Б-га, то смертная казнь все же не полагается, но это все равно величайшее нарушение Торы).

Человек, ударивший отца или мать так, что на их теле остались синяк или другая рана, или удар привел к глухоте, подлежит смертной казни по закону Торы. В случае, когда удар не привел к вышеперечисленным травмам, сын или дочь виновны в великом грехе, но казни они не подлежат. Если имели место проклятия или побои, не помогает даже то, что постфактум родители готовы простить своего ребенка: во времена Храма его казнили. В наше время, когда по закону физические наказания, положенные за преступления, не налагаются, на таком человеке остается грех огромной тяжести.

Может ли человек заниматься врачеванием своих родителей? Поскольку запрещено причинять родителям боль, медицинскую помощь отцу или матери, если это сопряжено с физическими страданиями, уколами и разрезами, должен оказывать посторонний человек. И даже вынуть занозу должен посторонний человек, а не сын или дочь. Но когда нет возможности воспользоваться услугами постороннего человека, или его услуги стоят слишком дорого, а также в случае, когда сын или дочь могут оказать помощь на более высоком качественном уроне, сыну или дочери разрешено лечить родителей. При этом они обязаны постараться причинять родителям как можно меньше боли и ран.

Если родителям, по мнению врачей, вредны какие-либо продукты, напитки или действия, дети не обязаны выполнять желания родителей, если те просят то, что им запрещено.

Запрет сидеть на месте родителей

Выше упоминалось, что заповедь «бояться родителей», которая подразумевает запрет фамильярности в общении с родителями и сохранение почтительной дистанции в отношениях с ними, включает в себя запрет сидеть на месте, предназначенном для отца или матери. Рассмотрим это запрет более подробно. О каком месте идет речь? Это может быть постоянное место за обеденным или субботним столом, место в синагоге, на службе и т.д. Стоять в этом месте не возбраняется, но если у отца или матери есть определенное место, где они обычно стоят — трибуна, сцена и т.п. — детям запрещено стоять в этом месте. Занимать место родителей в их присутствии является выражением непочтительного отношения к ним. В их отсутствие также запрещено сидеть на их постоянном месте, поскольку этим человек как бы уравнивает себя с ними. Данный запрет распространяется на пользование стулом или креслом, на котором обычно сидят отец или мать. На стул, которым постоянно пользуется отец или мать, разрешено вставать для того, чтобы снять что-либо сверху.

Во время торжественных застолий, заседаний и дискуссий, в которых принимают участие и родители, и дети, если родители сами хотят, чтобы их дети сидели рядом, то детям разрешено сидеть на соседнем с родителями месте. Если родители позволяют, детям разрешено сидеть даже на том месте, где обычно сидят родители. Если родители решили поменять свое привычное место на другое или сменить свой стул на другой, детям разрешено сидеть на бывших местах родителей. После смерти родителей детям разрешено сидеть на их местах. В отношении пользования родительскими кроватями мнения законоучителей разошлись: некоторые считают, что детям разрешено на них сидеть или лежать без специального разрешения родителей, другие считают, что закон в отношении кроватей аналогичен закону в отношении стула.

Обычную одежду, принадлежащую родителям, детям носить не возбраняется, но такую одежду, ношение которой говорит об особом величии, почете или власти, как, например обмундирование, детям запрещено надевать без специального разрешения родителей. Данный запрет распространяется и на ситуации, когда родители находятся в другом месте.

Запрет противоречить родителям и перебивать их

Запрещено возражать родителям и оспаривать их утверждения. О раби Аврааме Мордехае из Гур рассказывают следующую историю, связанную с разбираемой нами темой. Дело было в ешиве, которую возглавлял его отец, автор книги «Хидушей а-Рим», а он являлся одним из учеников. Однажды так случилось, что большинству учеников не удалось до конца понять всю глубину урока, который дал его отец. По окончании урока перед тем, как выйти, рав спросил сына: «Ты тоже не понял?», на что тот ничего не ответил, а как только рав вышел из класса, мальчик разъяснил товарищам то, что они затруднялись понять. Когда отец узнал об этом, он поинтересовался у сына, почему когда он его спросил, тот не ответил, что понял материал. Раби Авраам Мордехай объяснил, что если бы отец спросил его, понял ли он, он бы ответил, что понял, но поскольку вопрос был задан в другой форме: «Ты тоже не понял?», он не хотел ответить: «Нет, я понял», поскольку это было бы похоже на опровержение слов отца.

Если отец или мать с кем-то дискутируют, спорят, детям запрещено не только выражать солидарность с оппонентом родителей, но и поддерживать точку зрения отца или матери, поскольку подобная солидарность выглядит как панибратство и уравнивание себя с родителями. Запрет этот распространяется только на те случаи, когда дети высказывают свою точку зрения в присутствии родителей. Когда родители не присутствуют при споре, разрешено поддержать их точку зрения. Разрешено полемизировать и дискутировать с родителями в уважительной форме, задавать вопросы, высказывать несогласие, отстаивать свое мнение. Если отец или мать спрашивают, им разрешено ответить, даже если ответ в корне противоречит их мнению.

Запрещено перебивать родителей. Когда родителей спрашивают о чем-либо, детям запрещено отвечать вместо них. Если родители порицают, ругают сына или дочь, им запрещено оправдываться в форме, которая может быть воспринята как спор с родителями, даже если они считают, что обвинение ошибочно. Однако разрешено объясниться и оправдаться в почтительной форме, не противореча тому, что говорят родители.

Запрет называть родителей по имени

Детям запрещено называть своих родителей по имени, как в их присутствии, так и в случае, когда родители находятся в другом месте. При обращении к ним следует использовать слова «папа» и «мама», а говоря о них с другими людьми — «отец, наставник мой» и «мать, наставница моя». В присутствии родителей, которые носят редкие имена, запрещено называть по имени других людей, которых зовут так же, как отца или мать, чтобы родители не подумали, что сын или дочь обращаются к ним по имени. Когда речь идет о распространенных именах, то тезок родителей разрешено называть по именам в присутствии родителей. Когда читают вслух книги, статьи и газеты в присутствии родителей, разрешено произносить имена, идентичные именам родителей, даже если это редкие имена.

Когда молятся о родителях, разрешено упоминать их имена в молитве и нет обязанности прибавлять «отец, наставник мой» и «мать, наставница моя». В благословении после трапезы («Биркат а-Мазон»), а также в молитве «Изкор» при упоминании родителей принято говорить «отец, наставник мой» и «мать, наставница моя». Когда спрашивают имя родителей при заполнении бланков, анкет и т.п., разрешено упомянуть имя отца и матери в уважительной форме. В некоторых еврейских общинах принято не жениться и не выходить замуж за человека, которого зовут так же, как мать или отца. Существуют различные объяснения этому. Одно из них: чтобы не произносить имени родителей в их присутствии, когда супруги называют друг друга по имени.

Судебные тяжбы

По букве закона, детям разрешено вызывать родителей в суд — например, в случае материального ущерба и т.п. Тем не менее, согласно еврейской этике, крайне неправильно судиться с родителями, поскольку это является для них позором и очень огорчает их. По закону ответчик может выбрать тот суд (место и членов суда), который ему удобен, но если человека вызывают в суд родители, то в рамках исполнения заповеди почитания родителей он должен предоставить им право выбрать тот суд, который им удобен. Если это удаленное место, и поездка туда сопряжена с материальными расходами, родители, которые выбрали этот суд, оплачивают издержки ответчика на дорогу. Если посторонние люди вызывают родителей в суд, то их детям следует предстать перед судом вместо родителей, если есть такая возможность, чтобы уберечь их от лишних расстройств и позора.

Запрет будить родителей

Детям запрещено будить родителей без веской на это причины. Если отец или мать обязаны выполнить какую-либо заповедь, время исполнения которой ограничено, и потом будет невозможно ее исполнить, а также в любом другом случае, когда родители заинтересованы в том, чтобы их разбудили, — разрешено будить родителей, но желательно попросить, чтобы это сделали другие люди.

Просьбы родителей

Заповедь почитания родителей включает в себя обязанность исполнять их просьбы. Есть ли обязанность исполнять те пожелания родителей, в исполнении которых нет прямой необходимости для них самих? Скажем, если родители просят сына или дочь одеться определенным образом, питаться определенным образом, жить в том или ином районе и т.п.? В этом вопросе мнения законоучителей расходятся, и поскольку речь идет о важной заповеди из Торы, желательно учесть более строгое мнение и, если это не влечет особых неудобств, страданий и материальных расходов, выполнять все желания родителей, даже когда они этого не видят. В каждом конкретном случае было бы правильно посоветоваться с опытным раввином.

Чью просьбу дети должны выполнить первой: матери или отца?

Выше уже упоминалось, что практически все законы почитания родителей человек в равной мере обязан исполнять как по отношению к отцу, так и по отношению к матери. Однако, поскольку жена обязана почитать мужа, то если мать и отец одновременно попросили сына или дочь сделать для них что-либо, то дети должны выполнить сначала просьбу отца, а потом — просьбу матери. Если обе просьбы можно выполнить одновременно, или если родители в разводе, то ни у одного из родителей не преимущества перед другим. Когда родители в разводе, могут возникать ситуации, когда выполнение заповеди почитания в отношении одного из родителей противоречит выполнению этой заповеди в отношении другого. О том, как поступить в каждом конкретном случае, необходимо посоветоваться с опытным раввином.

Если один из родителей жив, а другой умер, и просьба живого родителя противоречит тому, что завещал покойный родитель, то, согласно мнению ряда законоучителей, следует поступить в соответствии с просьбой того родителя, который жив. Другие авторитеты Торы спорят с этим. Поэтому необходимо выяснить каждому у своего раввина, как поступать в такой ситуации.

Если дети выполняют просьбу одного из родителей, и второй родитель их спрашивает: «Кто просил это делать?», а сын или дочь могут предположить, что если скажут правду, то это может вызвать гнев или ссору между родителями, то детям разрешено уйти от ответа или даже сказать неправду. Хотя лгать строго запрещено, тем не менее, когда другой возможности сохранить мир в семье нет, разрешено солгать. Приведем пример. Предположим, что отец коллекционирует какие-либо предметы, а матери этот «хлам» порядком надоел, и она попросила сына вынести коллекцию в мусор. Когда отец видит «чисто убранную» комнату и спрашивает сына, кто был инициатором наведения «порядка», сыну не следует говорить правду, даже если в итоге гнев отца обрушится на него.

Почитание родителей во время семейных торжеств и трапез

Во время женитьбы отцам новобрачным обычно определяют самые почетные и важные роли. Отец жениха и невесты проводят жениха под «хупу», а их матери — невесту. Иногда отцам и дедушкам новобрачным поручают чтение благословений под «хупой» и по окончании свадебной трапезы. Аналогично этому, во время обрезания принято оказывать уважение дедушкам новорожденного, приглашая их выступить в роли сандака, произнести благословения или держать ребенка на руках во время чтения благословений («амида ле-брахот»). Отца жениха и невесты, а также отца юноши, которому исполняется тринадцать лет («бар-мицва») вызывают к Торе.

Когда родители приходят в гости к детям, в некоторых семьях принято усаживать их на место хозяев дома, где-то приглашают отца произнести общее благословение на хлеб, прочитать субботний и праздничный «Кидуш», произнести «Зимун» и благословение после еды. Если «Кидуш», «Зимун» и благословения произносит сын, он должен предварительно просить позволения отца: «С позволения отца, на ставника моего». (Если на трапезе присутствует также раввин, он произносит: «С позволения рава, учителя моего, и отца, наставника моего»).

Когда отец идет по дороге вместе с сыновьями, то он идет посередине, а сыновья — справа и слева от него. Если его сопровождает один сын, он следует по левую сторону от отца. В помещение первым входит отец. Исключение составляет ситуация, когда они заходят в квартиру сына, ибо существует правило, что хозяин всегда входит первым, даже если это сын.

Приемные дети

Приемные дети обязаны почитать своих биологических родителей в рамках исполнения заповеди почитания отца и матери, а приемных — в благодарность за то, что они их растили и воспитывали. Дети разведенных или овдовевших родителей, которые создали новую семью, должны почитать отчима и мачеху так же, как почитают родителей. Почитать новую жену отца при жизни отца и нового мужа матери при жизни матери является предписанием Торой, а после их смерти — специальным постановлением мудрецов. Детям строго запрещено препятствовать родителям в устройстве личной жизни. Напротив, они должны всячески поддерживать их в этом и содействовать их семейному счастью. Хафец Хаим, будучи завидным женихом, решил жениться на дочери своего отчима лишь для того, чтобы помочь матери построить с ним хорошие отношения.

Родители-неевреи

Если один или оба родителя являются неевреями, их дети-евреи или «герим» обязаны их чтить. Им запрещено их расстраивать, грубить им и, конечно же, бить или проклинать.

Если они заболели, дети обязаны молиться за их выздоровление. В случае их смерти дети читают по ним «Кадиш», как пишет автор книги «Зкан Аарон». Хотя в иудаизме не поощряется миссионерство, за родителей-неевреев следует молиться, чтобы они приняли «гиюр».

Воспитание детей

С раннего возраста следует прививать детям почтительное отношение к родителям. Необходимо обучать их законам и правилам поведения с отцом и матерью. Вместе с тем, необходимо всячески стараться, чтобы дети не нарушали эту заповедь из-за самих родителей — не требовать от них слишком многого, не запрещать им слишком часто и т.п. В Талмуде и «Шулхан Арухе» приводится закон о том, что отцу запрещено бить взрослого сына из-за вероятности того, что сын, не совладав с собой, ударит отца в ответ или надерзит ему, тем самым нарушив один из самых суровых запретов. Отец, провоцируя сына на совершение нарушения, в свою очередь нарушает запрет Торы «перед слепым не ставь преткновения» — запрет делать что-либо такое, что может спровоцировать другого человека совершить нарушение. «Взрослый сын», о котором идет речь, это юноша такого возраста, который может позволить себе надерзить в ответ — все согласно времени и месту.

Послесловие

Понятно, что отношения между родителями и детьми — это животрепещущая тема, и вопросов, которые могут возникнуть на практике, бессчетное количество. Выше были приведены лишь основные законы и принципы, относящиеся к этой сфере.

Завершить эту тему хотелось бы древней молитвой о родителях, приведенной в книге «Шаарей Цион». «Да будет Воля Твоя, о Всевышний, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы были и отцы наши, и матери наши, и мы сами здоровы и крепки для того, чтобы служить Тебе верно, и искренне, и в радости. Вложи в сердца наши послушание к отцам и матерям нашим. И будем служить Тебе искренне. И да взрастят нас отцы и матери к Торе, к «хупе» и к деяниям добрым. И пусть им сопутствует успех во всем, пусть они будут здоровы и пусть у них будет материальный достаток и возможность дать нам все необходимое с радушием и радостью. Исполни все наши желания во имя добра. Отец наш на Небесах, спаси и убереги нас и всю общину Израиля, чтобы мы могли возвеличивать великое Имя Славы Твоей и славы Торы Твоей вечно. Да будут угодны речения уст моих и помыслы сердца моего перед Тобой, Всевышний, оплот мой и избавление мое».

Поделиться: