Опасный чеснок
Рав Лейб Нахман ЗЛОТНИК
В кодексе «Шулхан Арух»1 написано, что «существует множество вещей, которые мудрецы запретили из-за того, что они представляют опасность для здоровья и жизни человека. Часть из них приведена в своде законов «Арбаа Турим», «Йорэ Дэа», гл.117». В комментарии «Сма» к «Шулхан Аруху»2 приведен источник обязанности соблюдения подобных предостережений: «Остерегайся, дабы сохранить душу свою»3. Рамбам4 пишет, что исполняя предостережения такого рода, человек выполняет предписывающую заповедь Торы, а игнорируя их, не только не исполняет завет Всевышнего, но и нарушает запрет Торы. Рамбан5 считает, что всякий раз, когда в Писании сказано «остерегайся, дабы…» имеется в виду, что человек должен приложить все усилия для исполнения предписания таким образом, чтобы не оставалось ни малейшего сомнения в том, что оно будет соблюдено.
В примечаниях Рама к «Шулхан Аруху» также сказано в общей форме, что существует обязанность остерегаться всяких вещей, приводящих к опасности6. Комментаторы7, перечисляя эти опасные вещи, среди прочего упоминают запрет употреблять в пищу лук, чеснок и яйца, которые пролежали ночь, будучи очищенными от внешней оболочки. Из- вестие о том, что эти продукты при названных условиях могут причинить вред человеку, передавалось устно из поколения в поколение, от учителя ученику и от отца сыну, а при составлении Вавилонского Талмуда было включено в него, подобно любой другой важной информации8. Наш великий учитель Хафец Хаим, пишет, что это предостережение нуж- но обязательно учитывать9. Многие другие знаменитые законоучителя также считали, что данное предостережение должно быть учтено на практике10.
Более того, многие законоучителя считают, что эти продукты запрещено употреблять даже постфактум и даже в случае значительного ущерба11, поскольку сказали наши мудрецы: «Отношение к вещам, связанным с опасностью, должно быть еще более строгим, чем даже к тому, что связано с нарушением законов»12. Тем не менее, в случае значительного ущерба, эти продукты постфактум разрешены по мнению ряда других законоучителей13.
Если на луке и чесноке осталось даже совсем немного внешней кожицы или шелухи, а на яйце хотя бы немного скорлупы, они не могут причинить вред, даже если пролежат всю ночь. Аналогичен закон и в случае если с лука и чеснока не срезали полностью все корешки. Завернуть их в фольгу, бумагу или целлофан, положить в герметично закрывающуюся коробочку, в холодильник и т.п. не помогает.
Эти продукты запрещены, как в случае если они были сырые, так и в случае если они были варенные или печеные14. На зеленый (или перьевой) лук и на свежий чеснок также распространяются все приведенные рекомендации, но только на его нижнюю белую часть, с которой сняли внешнюю пленку, а не на зеленые листья.
Лук, чеснок и яйца могут причинить вред только в случае, когда их полностью очистили и ни с чем не смешивали. Но если из них сделать салат, замариновать в уксусе, побрызгать маслом или посыпать небольшим количеством соли, сахара или сдобрить специями, они не станут опасными, даже если пролежат всю ночь. Однако если их просто нарезать, пусть даже очень мелко, это не помогает. Если из яиц сделали яичницу, омлет и т.п., они не причиняют вреда, даже если блюдо простояло всю ночь. Но если перемешать яйца с луком то в данном случае это не поможет15.
В законах кашрута есть правило, что при определенных пропорциях запрещенный продукт аннулируется в разрешенном и вся смесь разрешена в еду. В этом законе есть множе- ство частностей и условий. Одно из правил, связанных с этой темой, гласит что запрещено специально смешивать запрещенный продут с разрешенным с тем, чтобы в итоге, смешавшись в нужных пропорциях, вместе они образовали разрешенное блюдо. Существует мнение, согласно которому пролежавшие всю ночь в очищенном виде лук, чеснок и яйца разрешено смешать с разрешенными продуктами в пропорции 1 к 60, и тогда все блюдо будет разрешено в пищу16. Но согласно другим законоучителям, изначально запрещено аннулировать их путем смешения с разрешенным продуктом.
Согласно некоторым мнениям, если очищенные яйца, пролежавшие ночь, необходимы для субботних трапез, то их разрешено употреблять постфактум17. Другие законоучителя оспаривают эту точку зрения18.
Некоторые законоучителя считают, что обсуждаемое предостережение не распро- страняется на яичный, луковый и чесночный порошок, а также на сушеный лук и чеснок, которые пролежали одну или несколько ночей19. По ряду мнений, разрешено хранить в течение нескольких ночей сырые яичные белки и желтки с целью поставки их в пекарни20. На яйца, которые достали из курицы после того как ее зарезали, данное предостережение не распространяется21.
Во время Пасхального Седера в память о праздничной жертве «Хагига» на блюдо выкладывают яйцо. В свете сказанного выше, это яйцо не следует очищать от скорлупы (а если очищать — то не полностью), поскольку его принято не есть до утра.
По мнению некоторых законоучителей, если яйцо, которое отложили для исполнения заповеди «эрув тавшилин»22, было очищено от скорлупы, разрешено положиться на «эрув тавшилин» чтобы готовить в праздник для Субботы23.
В вопросе о том, какой точно отрезок времени в данном законе подразумевается под словом «ночь», нет окончательной ясности. Другими словами, не совсем понятно, каков статус рассматриваемых нами продуктов, если они были очищены через некоторое время после выхода звезд, и нельзя сказать, что прошла полная ночь. Не до конца ясно, каков закон в случае если с них сняли шелуху или скорлупу уже после полуночи или за некоторое время до рассвета24.
Изначально нужно обязательно учитывать приведенные выше правила, но вместе с этим не стоит порицать или особо строго судить тех, кто их не исполняет, поскольку есть авторитетные мнения, на которые они тоже могут опереться25.
1 «Хошен Мишпат» 427.9.
2 Там же, п.12.
3 Дварим 4:9.
4 «Яд а-Хазака», «Илхот Роцеах ве-Шмират а-Нэфеш» 11.4.
5 «Хулин» 2б.
6 «Йорэ Дэа» 117.5.
7 См., например, «При Хадаш», там же, п.9.
8 См. «Нида» 17а; «Дэрех Эрец Раба» гл.11.
9 «Ликут Алахот», «Нида», там же.
10 См., например, комм. «Тосафот» к трактату «Шабат» 141а и «Бейца» 14а; «Рош», комм. к «Бейца» 1.21; «Смак» п.171;«Коль Бо» п.118; «Лекет Йошер» стр.6 от имени автора книги «Трумат а-Дешен»; «Шней Лухот а-Брит», «Шаар а-Отийот»; «Решит Хохма», «Дерех Эрец» 3; «Шевет Мусар» п.40; «Шулхан Арух а-Рав», «Хошен Мишпат», «Илхот Шмират а-Гуф вэ-а-Нэфеш», п.7; «Арух а-Шулхан», 117:22; «Бен Иш Хай», «шана шния», «Пинхас», п.14; «Каф а-Хаим», «Йорэ Дэа», 117:92-93)
11 «Биркей Йосеф», «Йорэ Дэа», «Шиерей Браха», п.10; «Диврей Яцив», «Йорэ Дэа», п.31.
12 «Хулин» 10а.
13 «Швут Яаков» ч.2, п.105; «Минхат Ицхак» ч.2 68.13; «Ябиа Омер», там же.
14 «Даркей Тшува», «Йорэ Дэа», 117:74.
15 «Диврей Яцив», «Йорэ Дэа», п.33.
16 «Яд Меир», п.19.
17 «Яскиль Авди» ч.8, «Йорэ Дэа», п.14.
18 «Диврей Яцив», там же.
19 «Беэр Моше» 3.117; «Ар Цви», «Йорэ Дэа» п.74; «Ябиа Омер», «Йорэ Дэа» 2.7 и др.
20 «Игрот Моше», «Йорэ Дэа» 3.20.
21 «Исмах Исраэль», п.51.
22 Напомним вкратце закон о «эрув тавшилин» («смешении блюд»). Несмотря на все величие субботнего дня, в праздники запрещено готовить еду для субботних трапез (тем более, запрещено в праздники готовить еду на будние дни). Запрет действителен и в том случае, когда сразу после праздника начинается Суббота, но для такой ситуации мудрецы приняли специальное постановление, дающее возможность готовить в праздник для Субботы — «эрув тавшилин». Суть«эрув тавшилин» заключается в том, что всякий, кто собирается готовить во время праздника еду для субботних трапез, должен до праздника создать такие условия, при которых будет считаться что еду для Субботы он начал готовить еще до предшествующего ей праздника, а в сам праздник всего лишь продолжает начатый процесс. Для этого перед наступлением праздника берут целый хлеб (объемом не меньше 50см3) и вареное яйцо или другой вареный продукт (объемом около 30см3). Этот хлеб символизирует начало выпекания для субботы, а яйцо или другой вареный продукт — начало варки. Оба эти процесса разрешено продолжать в праздник. Хлеб и яйцо (или другой вареный продукт) должны оставаться в сохранности, пока ни будут завершены все действия по подготовке к Субботе, которые человек совершает в праздник, и их принято съедать во время третьей субботней трапезы.
23 «Диврей Яцив», «Орах Хаим» п.227.
24 По этим вопросам см. «Диврей Яцив», «Йорэ Дэа», там же и «Шевет а-Кеати», ч.2, п.247.
25 «Агаот Мордехай», «Шабат» п.461 от имени Маарама из Ротенбурга; «Ям шель Шломо», «Хулин» 8.12; «Яд Меир», там же; «Циц Элиэзер» 18.46; «Шевет а-Леви» ч.6 п.111.