Правила вставок о дожде в молитве
Рав Лейб Нахман ЗЛОТНИК
Правила вставок о дожде в молитве
Начиная с молитвы Мусаф праздника Шмини Ацерет и до молитвы Мусаф первого дня праздника Песах во втором благословении («Ата Гибор») «Амиды» мы восхваляем Творца мира за то, что Он дарует нам дождь. А начиная с молитвы Маарив 7-го Хешвана и до кануна праздника Песах (включительно) в девятом благословении («Меварех а-шаним») жители Земли Израиля просят Всевышнего о дожде: «…ве-тэн таль у-матар…».
Поскольку это очень важные вставки, представляется полезным привести правила, как поступать, в случае если человек вспомнил, что он не произнес их в соответствии с установленным законом.
Таблица 1. Восхваление за дождь («Марид а-Гешем»)
Ситуация | Закон |
Вместо восхваления за дождь произнес восхваление за росу, но вспомнил об этом до того, как произнес Имя Творца в завершении благословения «Ата Гибор». | Произносит восхваление за дождь и продолжает молиться дальше по порядку. |
Вместо восхваления за дождь произнес восхваление за росу, но вспомнил об этом после того, как произнес Имя Творца в завершении благословения «Ата Гибор». | Продолжает молиться дальше по порядку. |
Не произнес восхвалений ни за дождь, ни за росу (даже если произнес восхваление за ветер), но вспомнил об этом сразу после того, как произнес Имя Творца в завершении благословения «Ата Гибор». | Произносит «…ламдени хукеха» («…научи меня уставам Твоим»), восхваление за дождь, и продолжает молиться дальше по порядку. |
Не произнес восхвалений ни за дождь, ни за росу (даже если произнес восхваление за ветер), но вспомнил об этом до того, как начал произносить третье благословение («Ата Кадош»). | Произносит восхваление за дождь и продолжает молиться дальше по порядку. |
Не произнес восхвалений ни за дождь, ни за росу (даже если произнес восхваление за ветер), но вспомнил об этом после того, как начал произносить благословение «Ата Кадош». | Читает всю молитву сначала. |
Таблица 2. Просьба о дожде («Вэ-Тен Таль вэ-Матар»)
Ситуация | Закон |
Не произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Творца в благословении «Меварех а-шаним». | Произносит «…ве-тэн таль у-матар…» и продолжает молиться дальше по порядку. |
Не произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после того, как произнес Имя Творца в благословении «Меварех а-шаним». | Произносит «…ве-тэн таль у-матар…» в шестнадцатом благословении («Шомеа Тфила») перед словами «…ки-Ата шомеа…» |
Не произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после того, как произнес Имя Творца в благословении «Шомеа тфила». | Произносит «…ламдени хукеха», затем «…ве-тэн таль у-матар…» и продолжает благословение «Шомеа тфила» со слов «…ки-Ата шомеа…» |
Не произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после завершения благословения «Шомеа Тфила». | Произносит «…ве-тэн таль у-матар…» между благословением «Шомеа Тфила» и семнадцатым благословением («Рце»). |
Не произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после того, как начал благословение «Рце» и до того, как вторично произнес фразу «Ию ле-рацон» в завершении молитвы. | Молится заново, начиная с благословения «Меварех а-Шаним». |
Не произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после того, как вторично произнес фразу «Ию ле-рацон» в завершении молитвы. | Читает всю молитву сначала. |
Источники: «Мишна Брура», гл.114 и 117; «Ишей Исраель», гл.23.