Мистерия скрытого света (пунктиры)
Рав Цви ПАТЛАС Руководитель издательства «Пардес»
Про скрытый свет творения — «ор а-гануз» — пишет Раши, комментируя сказанное в Торе (Берешит 1:4): «И увидел Всесильный, что свет («эт а-ор») хорош («тов»), и отделил свет от тьмы». И об этом написано в Талмуде («Хагига» 12а): «Увидел Творец, что недостойно, чтобы этим светом пользовались злодеи, и отделил его, и спрятал для праведников будущих поколений». Первое речение, с которого началось Сотворение мира: «И сказал Всесильный: Да будет свет» (Берешит 1:3) — «С этого речения начинается рассказ о сотворении мира в подробностях. А до этого сказано лишь в общем. И именно здесь скрыта тайна того, как был создан мир» («Зоар» 1 16б). «Сказал раби Йеуда: «Из этого света были сотворены все другие творения, и из него было сотворено Небо»» («Зоар хадаш» 7.4).
Рабейну Бехае учит («Берешит» 1.3), что вся материя и вся энергия, существующие ныне в мире, ведут свое происхождение от этого света. А в мидраше «Леках Тов» (1.14) сказано: ««Чтобы были светила на небе» — Солнце, Луна и звезды были сотворены из этого света, созданного в Первый день творения». В своем комментарии к Торе автор «Ор а-Хаим» уточняет: «На четвертый день творения от этого первозданного света была отделена его часть, необходимая для Вселенной, и помещена на небосводе в виде светил». А выдающийся каббалист раби Ицхак Хавер объясняет что часть первозданного света была помещена в Солнце, которое стало его «телом», а сокровенный свет — его «душой». Продолжает книга «Зоар»: «Толковал раби Йоси: «Этот свет скрыт и ожидает праведников в Грядущем мире, как сказано в Теилим (97): «Свет посеян для праведника»». Сказал ему раби Йеуда: «Если бы этот свет был совершенно скрыт, мир не смог бы просуществовать и мгновение. Но он скрыт как посеянное в землю зерно, которое прорастает и дает ростки и плоды. Этот свет поддерживает существование мира, и нет ни одного дня, когда бы он не проникал в наш мир, ведь этим светом Всевышний насыщает всю Вселенную». Но открывает Иерусалимский Талмуд («Брахот»): «Сказал рав Леви от имени рава Незиры, что сразу после сотворения этого света в первый же день, Творец его скрыл, и он осветил мир только когда в шестой день был сотворен Первый человек — Адам. Этот свет светил весь [световой] день — 12 часов [кануна Шабата], и ночь и день наступившего Шабата — 24 часа, всего 36 часов». Но где же Творец его спрятал? Бааль а-Турим объясняет, что гематрия слов «эт а-ор» равна числовому значению слова «бе-Тора» («в Торе»), т.е. Творец спрятал этот свет в Торе. Числовое значение «бе-Тора» равно 613, т.е. Творец спрятал первозданный свет в 613 заповедях Торы. В продолжение Бааль а-Турим говорит, что в словосочетании «эт а-ор ки-тов» («что этот свет хорош») из последних букв этих слов можно составить слово «брит» («союз»), и что об этом сказано в Торе: «Ки аль пи а-дварим а-эле карати итха брит» («На основе этих слов Я заключил с тобой союз»). «Аль пи» («согласно», «в соответствии», «по слову») т.е. на основе Устной Торы («Гитин» 60б). В лучах этого великого первозданного света Первый человек, Адам, видел весь мир из конца в конец. А затем, в двадцатом поколении от Адама, именно этот свет изменил жизнь Аврама — первого еврея («иври») в мире. Ведь по всем законам природы ни у Аврама, ни у его жены Сарай не могло быть потомства («Йевамот» 64аб). Более того, Талмуд открывает значение сказанного о Сарай в Торе: «А Сарай акара, эйн ба влад» («А Сарай бесплодна, нет у нее зародыша»). Талмуд объясняет, что у нее даже не было места, в котором вынашивают зародыш.
Но есть ли что-то невозможное для Творца? Всевышний открывает Авраму: «Взгляни на звезды, сможешь ли ты их сосчитать? Таково будет твое потомство. Выйди из-под воздействия звезд. У Аврама и Сарай нет потомства, но у Авраама и Сары — будет». Именно тогда когда они постарели, и закончи- лось у Сары то, что обычно бывает у женщин, суждено ей было родить. И услышав слова одного из трех «бедуинов», которых принимал Авраам, что через год она будет держать в руках новорожденного сына, Сара рассмеялась: «Ведь я постарела и мой господин стар». И отвечает ей бедуин (а на самом деле, это ангел Михаэль): «Разве есть что-то невозможное перед Творцом?» И именно в этот момент полностью меняется природа Сары. Как говорит Талмуд в трактате «Бава Меция» (87а) и объясняет комментатор Талмуда Маарша («Нида» 6а), именно после этих слов ангела вернулись к Саре месячные, и она объявила, что она «нида». И тогда становится понятным, почему Авраам не смог принести лепешки, которые испекла Сара, своим гостям. Как объясняет Талмуд, Авраам ел будничную еду в особенной святости, и в этом случае за 24 часа до появления у женщины нечистых выделений такую еду ему есть было запрещено. И об этом предупреждают Авраама ангелы, чтобы он не приносил лепешки. И тогда открывается нам то, что сказано в начале главы «Ваера»: «А Авраам сидит у входа в шатер, потому что жаркий день». Как объясняет Талмуд, это был третий день после его обрезания, когда он испытывал особенную боль и слабость. И Раши цитирует мидраш о том, что Творец специально вывел Солнце из его укрытия, чтобы из-за жары не досаждали Аврааму путники. Но именно поэтому Авраам сидит у входа в шатер, высматривая гостей. Но что означает то, что Творец вывел Солнце из его укрытия? На этот вопрос отвечает Талмуд в трактате «Недарим» (8б): «Сказал раби Шимон бен Лакиш: «Не будет в будущем жечь [огонь] Геинома, но Творец выведет Солнце из его укрытия, и в лучах этого света праведники исцелятся, а злодеи будут им судимы». Но давайте вспомним, ведь здесь речь идет именно о том самом первозданном свете, часть которого Творец спрятал в Солнце. Именно благодаря этому свету один из трех «бедуинов», пришедших к Аврааму, а именно ангел Рафаэль, излечил Авраама. И ровно через год у 90-летней Сары и 100-летнего Авраама рождается сын Ицхак. И так восклицает Сара: «Смех сотворил мне Творец». Действительно смех, ведь обычно смех порождается неожиданным поворотом событий. И это первые шаги того невозможного, неожиданного народа, который зарождается сейчас, опровергая все законы материального мира, чтобы привести все Творение к цели.
Но когда и где этот свет осветил нашего второго праотца — Ицхака? Во время последнего — десятого — испытания Авраама, которое называется «акедат Ицхак» (связывание Ицхака) — на горе Мория. Открывает Талмуд («Йевамот» 64а), что Ицхак, так же как и его отец и мать, был бесплоден. Но в момент, когда Авраам заносит свой нож чтобы принести его в жертву всесожжения, отлетает душа Ицхака в Ган Эден на Небе. И объясняют наши святые книги что там он получает свое исправление, и с жертвенника встает уже наш праотец Ицхак — тот, кто может породить потомство. Но его жена Ривка (так же, по сокровенному замыслу Творца) бесплодна. И только после 20 лет молитв Ицхака и Ривки, Творец посылает ей потомство, и она рожает близнецов — Эсава и Яакова. У Эсава жизнь складывается так же как у всех в материальном мире — в соответствии с законами природы. В 40 лет он женится (как и его отец Ицхак), и у него рождаются дети и внуки. А его брат-близнец Яаков, цельный человек («иш там»), продолжает сидеть и учиться в шатрах Торы. И в 63 года он, помимо своей воли, по повелению матери получает благословение Эсава. После этого отец и мать отправляют его к брату матери Лавану, чтобы он женился и породил потомство. Но по дороге еще 14 лет проводит Яаков в ешиве у Эвера. И вот после 7 лет его безупречного служения Лавану за его суженую — Рахель — наступает его первая брачная ночь. Но вместо Рахель под хупу Лаван ведет ее старшую сестру Лею. Неделю спустя Яаков женится и на Рахель, но она тоже бесплодна! И лишь в конце 14-летнего периода пребывания Яакова у Лавана она рожает Яакову своего первенца — Йосефа. А когда 97-летний Яаков возвращается, по слову Творца, на родину, в землю своих родителей, нападает на него Сатан — ангел-защитник Эсава — и борется с ним на протяжении всей ночи, но не может его победить. И тогда он повреждает Яакову бедренную жилу, и тот становится хромым. Но когда Яаков проходит место, названное в Торе «Пэни Эль», направляет не него Творец луч того самого скрытого света, заключенного в Солнце, и он полностью исцеляется.
Сказано в Торе, что когда родился далекий потомок Яакова, наш учитель Моше, его мать увидела что он хорош («ки тов»). Но разве не для каждой матери ее новорожденный младенец хорош? Наши мудрецы видят связь с тем, что написано в Торе в самом начале (Берешит 1:3): «И увидел Всесильный что свет хорош», где речь идет о том самом сокровенном свете — «ор а-гануз» — и именно этим светом осветился дом Амрама и Йохевед в Египте, когда на свет появляется их сын Моше, родившийся обрезанным. И когда нашему учителю Моше исполняется 80 лет, во время своего первого пророческого видения на горе Хорев, он видит странное явление: куст ежевики объят пламенем, но пламя не сжигает этот куст. О чем же здесь идет речь? Какой огонь может гореть и не сжигать? Только тот огонь, источником которого является тот самый первозданный скрытый свет — «ор а-гануз».
Через несколько месяцев, во время девятой казни в Египте — казни тьмой — вновь происходит удивительное явление: праведные евреи, которые хотели последовать за Моше и выйти на свободу, во время этой казни были освещены особенным светом, в лучах которого они видели сквозь стены где египтяне прячут свои сокровища. Задает вопрос великий учитель еврейского народа, каббалист Рамхаль в книге «Адир ба-маром»: «Отчего умерли те евреи, которые хотели остаться в Египте?» Он отвечает, что тот самый скрытый свет, «ор а-гануз», благодаря которому праведники видели тайники египтян, убивал тех, кто не поверил Творцу и его посланнику Моше.
В Торе сказано, что на пятидесятый день после Исхода из Египта, когда евреи стояли у горы Синай, они увидели что вся гора объята пламенем и не сгорает. И говорит об этом пророк Хавакук (3:4), что в будущем, когда Творец будет собирать нас из рассеяния, Он осветит нас особенным светом. Раши объясняет, что это тот самый свет Семи дней Творения, который был спрятан Творцом для праведников до будущих времен. И тогда понятно, что за огонь объял всю гору Синай. В Талмуде («Шабат» 88) сказано, что у горы Синай каждый еврей получил две короны из того самого скрытого света, «ор а-гануз», за то что мы накануне провозгласили перед Творцом что мы готовы исполнять все что бы Он нам не повелел, а затем будем слушать и изучать («наасе ве-нишма»). И объясняет Раши, что эти короны были сделаны «из сияния Шхины». Но уже 40 дней спустя, когда в стане был сделан золотой телец, эти короны у нас забрали. Однако в продолжение Талмуд открывает, что эти короны будут возвращены нам в будущие времена. У пророка Йешаяу сказано о времени, когда Творец будет собирать нас при Окончательном Избавлении с четырех концов земли: «И радость вечная на их головах». И это означает, что те самые короны пророческого постижения Творца (та радость, которая уже освещала головы евреев во время дарования Торы) будут возвращены нам в будущем. И так сказано в первом благословении перед «Шма»: «Новым светом освяти Цион, чтобы вскоре мы удостоились его». Рош считает, что здесь говорится о том самом первозданном свете Семи дней Творения, который спрятал для праведников будущих поколений Творец (Респонсы Роша 4.20). И продолжает пророк Йешаяу: «И придет Избавитель в Цион к вернув- шимся от грехов потомкам Яакова, — слово Б-га — Восстань, Йерушалаим, и свети, вернулся твой свет и слава Б-га над тобой воссияла…» (Йешаяу 59:20, 60:3).