Какое отношение имеет Итро к Пуриму?
Рав Цви ПАТЛАС Руководитель издательства «Пардес»
Мегилат Эстер — это история победы над Амалеком (Аманом). Определение Амалека — «тот, кто не боится Всесильного». А что, разве народы мира так трепещут и боятся Всесильного? Но когда они услышали об Исходе евреев из Египта, и главное — о рассечении Тростникового моря, сказано что «затрепетали жители Плешета, все народы объял страх», ведь при рассечении моря была окончательно уничтожена самая могучая на тот момент империя в мире, во главе с фараоном. И именно с этим не может смириться Амалек. Ведь если все народы трепещут и готовы принять власть Всесильного, то это означает завершение власти Амалека в мире, а этого он вынести не может. И он готов идти на самопожертвование. Как объяснили наши мудрецы в мидраше, он бросился в кипящую бочку и обвариться там, но развеять «миф» о непобедимости народа, несущего на себе святое Имя Творца.
Мудрецы задают вопрос («Звахим» 116а): «Что услышал Итро чтобы прийти в пустыню и принять еврейство?» Раби Элиэзер бен Яаков сказал, что он услышал о рассечении Тростникового моря, а раби Йеошуа — что он услышал о победе в войне с Амалеком. Раши в своем комментарии к недельной главе Итро приводит оба эти мнения. И тогда, естественно, возникает вопрос: чего «не хватало» Итро, получившему известие о рассечении моря? И что открылось ему дополнительно благодаря победе евреев над амалекитянами? Во время рассечения моря Творец показал, что Ему принадлежит вся полнота власти над творением. То, что для других было морем, для народа, который Творец назвал Своим «первенцем», стало дорогой, причем в море было сделано 12 проходов для каждого из 12 колен Израиля. Открылось, что Творец — это Место («Маком») для Его единственного народа. Но после победы над Амалеком открывается новая ступень в по- стижении Творца. Для всего мира, живущего под солнцем, время определяется полным циклом вращения Земли вокруг Солнца. 365 дней — это год («шана»), то, что повторяется из года в год.
Великий мудрец XIII в. Хизкуни открывает нам смысл слов, с которыми Моше обратилсяк Йеошуа бин Нуну (Шмот 17:8): «Выбери нам людей и выходи воевать с Ама- леком». Что означает фраза «выбери нам людей»? Выбери нам людей, которые родились во Второй Адар (дополнительный, тринадцатый месяц еврейского високосного года). И далее объясняет Хизкуни, что именно эти люди не подвластны колдовству Амалека, потому что не властвует над ними «мазаль» (знаки зодиака). Его колдовство может причинить ущерб лишь тем, кто родился в обычные месяцы и находится под воздействием 12 знаков зодиака, а те, кто родился в 13-й месяц — не в его власти.
Известно, что 13 это числовое значение слова «эхад» («один»). И есть только Один Творец мира, единству Которого нет никакого подобия. И Амалек, который воюет против еврейского народа, на самом деле воюет против Самого Творца.
Наши святые книги открывают, что когда Йеошуа бин Нун ведет войну против Амалека в физическом мире, наш учитель Моше, поднявшись на гору и воздев руки, воюет с корнем Амалека в мире духовном. Моше останавливает Солнце, и таким образом разрушается план Амалека, разрывается плен второй границы мира — времени.
Те воины, которых выставил Амалек для сражения против Израиля, это именно те, кто в этот день родились, и потому способны использовать максимальное воздействие их «мазаля» против евреев. Но когда Моше останавливает Солнце, они теряют мощь этой разрушительной силы «мазаля». И когда Итро услышал об этом, то открылось ему что Творец не только властвует над материальным миром, проявляясь под Именем «Маком» («место»), как Тот, Кто реализует творение («мекайем»), — но Он, и только Он, властвует над временем.
В книге «Тур» (пар.5) открывается значение Имени «Авая» (Четырехбуквенного Имени Творца): Тот, Кто Г-сподин всего («Адон а-коль»); Тот, Кто был, есть и будет. Числовое значение слова всё («коль») равно 50. То, что Всевышний одновременно был есть и будет, означает Он обладает полной властью над временем. И поэтому после победы над Амалеком (недельная глава «Бешалах») наш учитель Моше строит жертвенник и называет его «Ашем (Авая) — ниси» («Творец — мое чудо»).
И только после этого Итро, который в прошлом успел перепробовать все формы идолопоклонства, приходит к горе Синай и провозглашает: «Теперь я знаю, что велик Авая, что Он выше всех сил (а-элоим) сотворенного мира».