№62, Рав Хаим Суницкий

Убил ли Раба Раби Зейру?

Рав Хаим СУНИЦКИЙ Раввин портала www.torahone.com 

Раба и раби Зеира вместе трапезничали в Пурим. Подвыпивший Раба встал и перерезал горло раби Зеире. Когда он протрезвел, то помолился, чтобы тот ожил1. На следующий год он снова пригласил раби Зеиру отпраздновать Пурим вместе, но тот ответил: «Нет уж! Не каждый раз случается чудо!» («Мегила» 7б).

Как известно, Пурим стал праздником, который ассоциируется не только с чтением Свитка Эстер, подарками и распитием спиртного, но и с карнавалом, а также с различными представлениями. Последние две вещи, наряду с заповедью напиться, являются исключениями из правила. В другие дни года, в т.ч. праздничные, заповеди напиться нет. Что же касается переодеваний и представлений, то некоторые раввины разрешали использовать в Пурим такие костюмы, которые содержат «шаатнез де-рабанан» и позволяли мужчинам надевать женское платье2, хотя в обычной ситуации Тора запрещает подобную практику. Недаром рав Михаэль Дов Вайсмандел говорил, что хоть наши мудрецы в обычной ситуации и запрещали посещать театральные и цирковые представления (см. «Авода Зара» 18б), тем не менее, «пуримшпиль» разрешен.

Не исключено, что и в древние времена в Пурим показывали цирковые номера. Известно, что среди наших мудрецов были акробаты и жонглеры («Сукка» 53а), потому вполне возможно, что были среди них и фокусники.

Это позволяет иначе объяснить известную агаду из трактата «Мегила», приведенную в самом начале статьи. Если предположить, что Раба умел показывать фокусы3, то смысл агады меняется4. Как известно, успех фокуса часто зависит от быстрых и ловких движений рук, за которыми не в состоянии уследить зрители5. По всей видимости, в фокусе с «перерезанием горла» нужно было быстро спрятать нож (например, в рукаве), и выплеснуть красную жидкость, чтобы она струилась по шее. Но если человек выпил, это сильно притупляет его рефлексы и снижает скорость реакции, хотя сам он этого может и не осознавать. Я полагаю, что нож у Рабы мог соскользнуть, и он случайно порезал раву Зейре шею.

В пользу моего предположения говорит тот факт, что раби Авраам бен Рамбам пишет в предисловии к Агаде что Раба не убил раби Зейру, а лишь порезал его шею. В итоге Рабе пришлось молиться, чтобы рана у раби Зейры зажила поскорее, не оставив шрама. А слово «эхье», употребленное в Талмуде, означает в данном случае не «оживил», а «дал зажить»6.

Или чтобы рана зажила (см. ниже).

См. «Шулхан Арух», «Орах Хаим» 696.8, но многие мудрецы запрещают все это. См. «Мишна Брура» 696.30.

Что касается вопроса о том, допустимо ли еврею, с алахической точки зрения, вообще быть фокусником, то по крайней мере в отношении Пурима можно положиться на разрешения, которые дают наши законоучителя (см. «Тшувот ве-анагот» 1.455, «Бе-цель хохма» 4.13 и «Дирвей Яцив» («Йорэ Деа» 57).

Уже после того, как у меня возникла такая гипотеза, я увидел что Яавец начинает объяснять эту агаду аналогичным образом, хотя вывод, к которому он приходит, отличается от моего.

См. Рамбам, «Сефер а-мицвот», запрещающая заповедь 32.

См. также другие объяснения в Маарша («Мегила» 7б); Хатам Софер («Нида» 23а); «Тшувот ве-анагот» 4.173.

Поделиться: