К вопросу о музыкальных игрушках в Шабат
Рав Давид Плотников
К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ИГРУШКАХ В ШАБАТ
Всем, кто соблюдает Шабат, известно, что в Субботу можно петь, но запрещено играть на музыкальных инструментах. Но насколько широко распространяется этот запрет?
Вопрос о запрете исполнения музыки в Шабат впервые обсуждается в Талмуде («Бейца» 30а): «Спросил Рава, сын рава Ханины, у Абае: учили в брайте, что в Шабат запрещено хлопать в ладоши, по бедру и танцевать. А сегодня мы наблюдаем, что многих этот запрет не смущает. Почему же их (тех, кто нарушает запрет) не упрекают? Вопрос Равы объясняет в своем комментарии Раши: мудрецы запретили в Шабат хлопать в ладоши, по бедру, а также танцевать из-за опасения, что человек начнет чинить музыкальный инструмент, что будет являться нарушением Торы.
Абае ответил Раве: «Неужели ты считаешь, что их необходимо упрекать? Ведь Раба сказал, что существует запрет сидеть в переулке [который объединяет собой входы в частные помещения и превращает их и самого себя, с т.з. законов Шабата, в одно общее и большое частное владение] рядом с [не накрытым крышей] краем из-за опасения, что выпадет какая-либо вещь из рук и укатится в общественное владение и человек [машинально] вернёт её и тем самым нарушит запрет Торы [переносить предметы из частного владения в общее]. И тем не менее, мы видим что женщины приходят туда и сидят там с кувшинами, и ни кто их в этом не упрекает. А все почему? Потому что существует правило, что предпочтительнее для евреев быть нарушающими случайно, нежели намеренно. (Т.е. незнание закона если и не освобождает от ответственности, то уж точно снижает степень ответственности!) То же самое и с теми, кто хлопает в ладоши, по бедру и танцует в Шабат — их не упрекают потому что предпочтительнее для евреев быть случайно нарушающим, нежели намеренно».
Далее Талмуд заявляет, что данное правило применимо лишь тогда, когда речь идёт о нарушении запрета мудрецов (именно мудрецы запретили хлопать в ладоши, по бёдрам и танцевать, а также сидеть рядом с краем переулка, где нет крыши), но если речь идет о нарушении Торы, то это правило не работает, и в любом случае необходимо упрекать нарушающего (даже если есть основания предполагать, что он не воспримет упрёк и продолжит нарушать, превращаясь тем самым в преступающего запрет умышленно). Однако сразу после этого в Талмуде делается противоположное утверждение, согласно которому данное разделение, на самом деле, не верно, и применение обсуждаемого правила не ограничено сферой постановлений мудрецов. В качестве аргумента Талмуд ссылается на поведение людей того времени: существует заповедь принять на себя святость Йом Кипура заранее, за определенное время до захода солнца, начав воздерживаться от всего, что запрещено в этот день, однако многие люди все равно продолжают есть и пить до тех пор, пока не начинает темнеть, и никто их не упрекает за подобное поведение.
Комментируя эту тему в Талмуде, Тосафот цитируют вышеприведенные слова Раши о том, что мудрецы запретили в Шабат хлопать в ладоши или по бедру, а также танцевать, из-за опасения, что человек начнет чинить музыкальный инструмент, поскольку это будет являться нарушением Торы. Однако данный запрет, с точки зрения Тосафот, более не действует, поскольку люди, в подавляющем большинстве, не являются специалистами по ремонту музыкальных инструментов и попросту не будут этим заниматься.
Возникает вопрос: выше по тексту в этом же трактате («Бейца» 6а) сказано, что существует другое правило: постановления мудрецов могут быть отменены лишь в том случае, когда другие мудрецы, решившие отменить постановление, равны числом и глубиной мудрости тем, кто это постановление принимал, даже если причина, по которой когда-то было принято постановление, утратила свою актуальность. Кстати, именно из-за данного правила сегодня в диаспоре праздники удваиваются, несмотря на существование единого, всеми принятого календаря и отсутствие сомнений в том, что касается наступления новомесячья. Неужели Тосафот, стремившиеся объяснить весь Талмуд так, чтобы между различными темами не возникало ни малейших противоречий, игнорируют принцип отмены постановлений мудрецов? Ведь совершенно очевидно, что сами Тосафот хоть и представляли собой большую комментаторскую школу, тем не менее, не считали себя равными тем мудрецам периода Мишны, которые запретили хлопать в ладоши и по бедру, а также танцевать в Шабат. Кроме того, мы столкнемся с большими затруднениями, если начнем измерять и сравнивать уровень мудрости живущих, поскольку нам потребуется принять какую-то систему измерителей и критериев оценки этой мудрости. А как мы будем измерять мудрость тех, кто переместился в Небесную ешиву? Исходя из всего этого, непонятно, почему Тосафот позволяют себе с легкостью утверждать, что более нет запрета хлопать и танцевать в Шабат, т.е., по сути, отменяют этот запрет.
Но на самом деле, у Тосафот все логично. Обсуждая правило отмены постановлений мудрецов («Бейца» 6а), Тосафот написали, что из данного правила есть исключение. А именно, все те постановления мудрецов, которые были вынесены по причине какого-либо опасения, отменяются сами собой, если причина для опасения исчезает. Тосафот приводят известный пример с талмудическим запретом пить из сосудов, стоявших открытыми: запрет связан с наличием змей считалось, что змея может отпить из сосуда и выпустить туда яд, поэтому если открытый сосуд с жидкостью был оставлен без присмотра, мудрецы запрещали пить из него, опасаясь змеи, которая могла его отравить. Согласно Тосафот, в Европе со змеями сталкиваются очень редко, в дома они не заползают, а значит пить из открытых сосудов можно. Аналогичным образом снимается запрет хлопать и танцевать в Шабат.
Рама («Орах Хаим»339.3) на основании слов Тосафот («Бейца» 30а) устанавливает в качестве алахи, что в Шабат можно хлопать в ладоши и по бедру, а также танцевать. Кроме этого, Рама допускает, что разрешено вообще все, что было запрещено данным постановлением. Согласно простому пониманию, он имеет в виду отмену запрета играть в Шабат на музыкальных инструментах.
«Мишна Брура», реагируя на данное допущение Рама, пишет, что он, без сомнения, разрешил только хлопать и танцевать. При этом «Мишна Брура» рекомендует воздерживаться и от этого, если нет важной причины, связанной с исполнением какой-либо заповеди.
Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», «Орах Хаим» т.5 22.7) написал, что не следует позволять детям пользоваться в Шабат игрушками, которые издают звуки, даже если эти игрушки не предназначены для исполнения музыки. Тем не менее, он разрешает передвигать такие игрушки, если есть необходимость в использовании занимаемого ими места или их самих для разрешённых в Субботу действий, при условии, что они не издают звуков от простых прикосновений (например, можно почесать затылок при помощи пуримской трещетки).
Рав Шломо Залман Ойербах («Шмират Шабат ке-Илхата» 16 сноска 10; респонсы «Минхат Шломо» т2. 35.5) разрешает взрослому собственноручно давать ребёнку в Шабат игрушечный музыкальный инструмент без электрических кнопок, поскольку всем очевидно, что извлекаемые звуки исходят не от полноценного музыкального инструмента, а от детской игрушки. Он отмечает, что не стоит запрещать ребенку такую игрушку даже по причине того, что это «увда де-холь» (будничное занятие), поскольку для ребёнка это станет чрезмерным устрожением. Но касательно того, можно ли взрослому самому извлекать звуки из такой игрушки с целью успокоить ребенка, рав Ойербах сомневался.