Смысл имен гор благословения и проклятия
Рав Гедалья СПИНАДЕЛЬ
Написано в Книге Дварим (глава «Ки-таво»), что после перехода через Ярден еврейский народ должен был подтвердить свой союз с Б-гом на горах Гризим (גרזים) и Эйвал (עיבל). Для этого шесть колен (Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин) должны были встать на горе Гризим, шесть остальных (Реувен, Гад, Ашер, Звyлyн, Дан и Нафтали) — на горе Эйвал. В долине меж гор левиты будут провозглашать благословения и проклятия, а колена на горах будут отвечать им: «Амен». Почему эти горы называются Гризим и Эйвал, и чему это нас учит? Зачем подтверждать Синайский союз, срок которого — вечность, если он заключен со всем народом и принят им, в буквальном смысле, единогласно? Есть разные объяснения первого и последующих союзов, заключенных Всевышним с евреями до входа в Кнаан. Мы же сравним с первым — Синайским союзом — тот союз, который был заключен на горах Гризим и Эйвал, поскольку он конкретизировал первый союз в новых условиях. Вход в Святую Землю знаменовал собой окончание эры открытых чудес, когда Всевышний брал на себя всю ответственность за жизнь народа.
Два союза: изменение действия Б-жественного Провидения
Первый союз — принятие всем народом всего, что скажет Б-г — Авая, Милосердный — а также принятие общей ответствен- ности народа перед Ним: в итоге за грехи золотого тельца и разведчиков весь народ нес ответственность вместе, как единое целое. И это принципиальное изменение по сравнению с тем, что было прежде, когда Всевышний был Судьей (Элоким) для Авраама, Ицхака и Яакова — для каждого из них в отдельности.
При союзе на горах, наоборот, происходит разделение народа и подчеркивается то, что сказано в «Шма, Исраэль»: Всевышний — Он Элоким, Судья. Прежде всего, Он милосерден ко всем нам, но это не исключает того, что Он — Судья, и не только для каждого из людей — но и для каждого из колен: в каждом колене все связаны особой взаимной ответственностью после фактического разделения народа, ранее стоявшего единым лагерем, по уделам, получаемым в Стране.
Это выглядит, как предупреждение об изменении Ашгахи — Б-жественного управления евреями свыше (способа управления).
Эйвал: анализ букв
Гора «проклятий» Эйвал была выделена тем, что на ней следовало установить 12 камней, покрытых известью, и написать на них «всю Тору», а в Книге Йеошуа также сказано, что Йеошуа сделал на Эйвале жертвенник, где принесли жертвы Всевышнему. (Кстати, не так давно большой жертвенник с костями кашерных животных, примерно этого времени, обнаружили на этой горе археологи). Почему именно там? Если изменить порядок букв в слове Эйвал (עיבל) то можно прочесть как «баали» (בעלי) — «мой идол». Об этом были предупреждения-проклятия: не сотворите себе кумира, иначе потеряете эту землю. Это главная опасность, о которой предупреждают первая и вторая из Десяти Заповедей, данных Всевышним при даровании Торы и заключении первого союза с народом на Синае. Возможно, название горы намекает на тяжкий грех идолопоклонства. Эта опасность требовала повышенного внимания: чтоб не произошло и, в первую очередь, колена, стоящие на ней, ясно осознали всю тяжесть возможных последствий.
И можно сказать, что все последующие заповеди Торы вытекают из Первой заповеди, написанной на скрижалях, и нарушение любого запрета, по сути, основано на ее нарушении. Например, если человек убивает, то он как бы ставит себя судьей другому человеку вместо Творца — поклоняется самому себе. И точно так же, если прелюбодей- ствует: в сердце своем он считает, что все, что он хочет, принадлежит ему — как будто нет у него Владыки и Судьи.
Гризим: анализ букв
Название второй горы Гризим (גרזים) значит (судя по корню слова) – «отрезанные, отделенные, отсеченные» (например, слово «гарзен» означает «топор»).
Таким и должен быть избранный и отделенный народ, «ам кадош», согласно «гзар дин» — постановлению Творца. Не подражайте другим народам, предупреждает Б-г, и не делайте себе идолов. Позже именно это сделало Северное царство Израиль, к которому относились колена, стоявшие на Эйвале, и те, что поселились в Заиорданье.
Теперь посмотрим на гематрии этих названий, которые, на мой взгляд, несут дополнительную информацию о характере этих гор.
Гематрии наименований гор
Числовое значение слова Гризим 260, что в десять раз больше гематрии Четырехбуквенного Имени Вечности и Милосердия Авая. Неудивительно, что колена, стоявшие на горе Гризим, слышали благословения. Весь народ должен был помнить об этом.
Числовое значение слова Эйвал = 112. В еврейском буквенном написании числительных 112 это קיב — три буквы, входящие в имя Яаков, а также в название реки Ябок — притока Ярдена, который переходил ушедший от Лавана Яаков — там Яаков боролся с ангелом Эсава и получил имя Исраэль. Число 112 также включает в себя гематрии Имени Авая (26), отражающего аспект Милосердия, и Имени Элоким (86), которое отражает аспект Суда. Стоящие на горе Эйвал должны были помнить и осознавать всю страшную ответственность их выбора.
Рав Птая обращает внимание на то, что название Эйвал состоит из первых букв имен праведников, которые умерли лишь из-за греха Первого человека, а сами были абсолютно безгрешны (согласно Талмуду («Шабат» 55б) это Амрам, Ишай, Биньямин и Леви). Если так, то, возможно, название горы намекает на то, чего можно удостоиться, если вести себя праведно.
Но весь народ стоял на двух горах и слышал благословения и проклятия. Какое же предупреждение несут оба названия гор вместе? Сумма числовых значений Эйвал и Гризим — 372. Если записать это число буквами, то получится שעב. Если переставить буквы, то получим שבע — «семь».
Какое предупреждение можно в этом увидеть? Мудрецы учат, что разрушение Первого Храма и семидесятилетнее изгнание в Вавилон, которому предшествовало изгнание и исчезновение Десяти колен народа Израиля, были наказанием за нарушение трех смертных грехов (идолопоклонство в первую очередь, а также убийство и разврат) и за нарушение законов седьмого года календарного цикла — Шмиты — который не был соблюден семьдесят раз.
Кроме того, слово «шева» («семь») перекликается со словом «швуа» («клятва») — в Синайской пустыне народ Израиля принес клятву верности Всевышнему.
Исторические факты:
какие колена сохранились Теперь обратимся к фактам истории еврейского народа, которая многократно доказывает истинность пророчеств Торы. Мы упомянули распространенное мнение о том, что Десять колен, составлявших Северное Израильское царство, были изгнаны и исчезли, и потому в еврейском народе, известном нам сегодня, остается всего два колена. Но при ближайшем рассмотрении это оказывается не вполне верным.
в еврейском народе поныне?
Что сталось с шестью коленами, которые стояли на южной, до сих пор покрытой лесом горе благословений Гризим? На самом деле, потомки этих колен до сих пор живут среди нас! Откуда это известно? И как они этого удостоились? Давайте разбираться.
Итак, на горе Гризим стояли Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин. Первые четыре колена по порядку рождения их великих предков — сыновей Леи. Последние два — потомких сыновей Рахели.
Если было предначертано сохраниться в народе шести коленам, достаточно логично, что колена сыновей бывших рабынь Леи и Рахели не входят в их число, как и колено первенца Леи — Реувена — наказанного за известный выпад против отца (колено наказано также и за то, что поселилось за Ярденом. Вопрос возникает только в отношении Звулуна — последнего, шестого сына Леи, колено которого тоже не вошло в число стоявших на горе Гризим.
Можно посмотреть на это с разных сторон. Дом Леи состоял из 8 сыновей (шесть из которых родила она, а еще двоих — ее рабыня Зильпа), а дом Рахели из 4 (двоих собственных и двоих, рожденных Билой). Т.е. соотношение числа сыновей в этих домах 2 к 1. При этом Йосеф назван праведником, а Биньямин тоже ничего плохого не сделал — в частности, он не принимал участия вместе с другими братьями в продаже Йосефа. За это их потомки удостоились защиты свыше. Для сохранения соотношения, должны были остаться в народе четыре колена из дома Леи, и первые четверо имели преимущество, как рожденные первыми.
А если говорить о личных качествах Звулуна, то Лея дала ему такое имя из ревности, празднуя победу над сестрой: «Теперь пусть мой муж сделает постоянный дом («звуль») со мною. И назвала дитя Звулун». И это после того, как она родила Леви, третьего, и действительно муж прилепился к ней и полюбил ее. Но она продолжала соперничать с сестрой и ревновать, а ревность не лучшее качество — тем более к такой сестре как Рахель, которая в самом начале для спасения чести Леи уступила ей Яакова, который семь лет работал чтобы жениться на ней. Ревность запечатлевается в имени и судьбе детей, из-за этого и пострадал Реувен. Можно проследить это качество и в поведении Шимона.
Кроме того, колено Звулуна занималось торговлей, и хотя оно взялось содержать изучающее Тору колено Иссахара, но для сохранения народа, по всей видимости, духовные качества были важнее. Для ведения международной торговли Звулуну требовалось жить близко к морю, и поэтому это колено жило далеко на севере — далеко от Храма.
Но откуда мы знаем, что представители всех колен, стоявших на горе Гризим, действительно сохранились в еврейском народе?
Начнем разбираться. Йеуда, царский род, построил Храм в Йерушалаиме — в уделе Биньямина. Поэтому оба эти колена остались (колено Биньямина себя не идентифицирует, смешавшись с коленом Йеуды, но оно осталось). Сохранилось и колено Леви, уделом которого был Храм. До сегодняшнего левиты и (род коэнов, являющийся частью колена Леви) — единственные, кого мы до сих пор особо выделяем.
Колено Шимона было рассеян по воле Яакова в уделе Йеуды, и это его сохранило. Кроме того, представители этого колена стали учителями, что требовало от них находиться в разных местах. Это учительство было их исправлением, потому что от природы они были гневливы и ревнивы, а преподавание детям требует постоянного исправления этих качеств. И поэтому говорится, что школьных учителей не ждет ад — они и так все получают на своей работе, и поскольку при работе они не позволяют разгореться огню ярости, то этот огонь не ждет их и после ухода из жизни.
Люди из колена Иссахара были мудрецами Торы. Они высчитывали времена и тоже имели отношение к Храму.
Колено Йосефа (называемое так же коленами Эфраима и Менаше) вызывает вопрос, ведь именно Йеровам из колена Эфраима расколол единое государство и создал Север- ное Израильское царство, не пускал своих подданных молиться в Йерушалаиме, поставив на дорогах идолов (тельцов). Как же оно могло сохраниться? Обратимся к источнику. Писание (Диврей а-Ямим II 15:9) сообщает о тех, кто пришел воевать под знаменами иудейского царя Асы: «И собрал всего Йеуду и Биньямина и живущих с ним [переселенцев] от Эфраима и Менаше, и Шимона — ибо многие перешли к нему из Израиля, когда увидели, что Г-сподь, Б-г его, с ним». Здесь не упомянуты только сыны Леви, которые служили при Храме, и колено Иссахара, которое, по всей видимости, сидело над книгами.
А дальше написано так: «И они собрались в Йерушалаиме в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы. И принесли в тот день Г-споду жертвы из добычи, которую привели: крупного скота — семьсот и мелкого скота семь тысяч. (И здесь семерки — прим. авт.) И вступил в завет, чтобы взыскать Г-спода Б-га отцов своих, от всего сердца и всей души. А всякий, кто не станет искать Г-спода, Б-га Израиля, должно умертвить, малый он или большой, мужчина или женщина» (Диврей а-Ямим II 15:10-13).
В итоге другие колена, которые стояли на лысой горе проклятий Эйвал — колена Реувена, Гада, Ашера, Звулуна, Дана и Нафтали — были изгнаны и рассеяны. Мы ждем их чудесного возвращения, но на сегодняшний день они считаются исчезнувшими.
Намек на их будущее можно разглядеть в самих именах этих колен, точнее в их первых буквах. Прочитаем их в указанном Писанием порядке. Первые три буквы — «рагаз» — означают «разгневался». Кто? Алеф — Один. И что Он сделал? («дан») — судил их. «Разгневался Один и судил» тех, кто отрицал что Он Один и Един.
А те, кто стоял на южной горе благословений Гризим и объединился вокруг Б-га и Храма, остались в народе. Проделаем тот же самый эксперимент с их именами Первые три буквы образуют слово «шели» (мой/моя/ мои). Б-г как бы говорит: «Эти колена Мои». Следующая буква י (йуд) — буква мудрости и Десяти Заповедей. Две последние буквы образуют «би», («во Мне»). Быть может, Всевышний говорит нам этим: «Они — те, кто соблюдает Десять заповедей — Мои и во Мне — Я их сохраню».