№53, Рав Мордехай Рябинский

Законы изучения Торы

Поделиться:

Рав Мордехай РЯБИНСКИЙ, Лейквуд, Нью-Джерси 

Русский текст этой статьи был подготовлен вместе с Залманом Парижем — аврехом «Таль Тора» — русской ешивы в Лейквуде штата Нью-Джерси. Над редакцией работал Борис Рябинький — писатель-сатирик, который живет в Лейквуде.

От редакции: В данной статье автор обсуждает заповедь изучения Торы и связанные с ней законы. Он уделяет внимание не только вопросу о том, как и что должны изучать представители религиозного общества, прошедшие через хедеры и ешивы, но и обсуждению учебы тех евреев, которые вернулись к соблюдению Традиции уже в зрелом возрасте. Считаем важным обратить внимание читателя на тот факт, что предложенный автором подход отличается от принятого сегодня в «мире ешив». Тем не менее, данный подход основан на авторитетных источниках, имеет право на существование и достоин того чтобы быть услышанным.

От автора: Дорогой читатель! Перед Вами работа, в которой дан краткий обзор «илхот талмуд Тора» — законов изучения Торы. Автор стремился изложить ясное понимание того, как эти законы относятся к жизни каждого отдельного еврея. В основе представленного обзора талмудических тем («сугийот»), нашедших отражение в данных законах, лежат соответствующие «алахот» (нормы еврейского религиозного законодательства) из кодекса «Шулхан Арух а-Рав»1. Та часть работы, в которой говорится о практическом применении данных законов, основана на трудах Маараля из Праги, Хазон Иша, современных законоучителей и личного опыта автора.

Данная работа рассчитана на всех тех, кто хочет изучать Тору правильно. Увы, приходится признать, что в наши дни часто приходится наблюдать ситуацию, когда в вопросах изучения Торы люди руководствуются скорее социально-культурными соображениями, нежели законами, которые предписаны самой Торой. Здесь важно ясно понимать, что наше соблюдение заповедей построено, главным образом, на алахических инструкциях. И как невозможно соблюдать Шабат без знания законов Субботы, или исполнить заповедь тфилин, не зная законов этой заповеди, — точно так же невозможно изучать Тору правильно без знания «илхот талмуд Тора». Собственно, передать эти знания – основная задача данного труда.

Определение целей в изучении ШАСа

1. Тора в широком смысле слова включает в себя Тору Письменную и Устную. Письменная Тора это ТаНаХ — Хумаш (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Для понимания ТаНаХа требуется изучать труды комментаторов. Устная Тора включает в себя широкий круг источников, в числе которых Мишна и Гемара (Талмуд), а также комментарии к ним, Мидраш и Агада (включая книгу «Зоар»), философская и алахическая литература. В данной работе мы будем обсуждать, главным образом, изучение Мишны и Гемары. Сокращенно эту область еврейского традиционного знания называют «ШАС» («Шеш Сидрей Мишна» — Шесть разделов (досл. «порядков») Мишны).

2. Важно ясно осознавать, что целью изучения Мишны и Гемары должно быть выяснение практической алахи в каждой рассматриваемой теме2.

3. В цели изучения ШАСа не входит накопление большого количества знаний (изучение «бе-киют»), или оттачивание навыков обработки информации («ламдут»). Знание большого объема материала и овладе ние техникой учебы, безусловно, необходимы для изучения Торы, но не являются целью учебы. Даже если человек завершил весь ШАС много раз и имеет ясное понимание каждого закона, и он большой «ламдан», он все равно не исполнил свою обязанность, возложенную на него заповедью изучения Торы, если не дошел в каждом изучаемом вопросе до практической «алахи»3.

4. После того, как человек надлежащим образом разобрался в той или иной части Торы (а до той поры материал всё ещё подлежит изучению), вступает в силу запрет забывать то, что он изучил. Однако относительно того, актуальна ли эта заповедь в наше время, когда Устная Тора записана, мнения законо- учителей расходятся (спор Виленского Гаона и автора «Шулхан Арух а-Рав»).

5. Вне зависимости от того, действует запрет забывать изученное или нет, человек обязан знать изученный материал настолько хорошо, чтобы быть способным ответить на соответствующий вопрос без промедления4.

6. Бесспорно, пока человек учится, он исполняет заповедь изучения Торы каждое мгновение. Тем не менее, если в его планы не входит прийти к практической алахе или повторять изученное, чтобы не забыть материал, то он не исполняет данную заповедь надлежащим образом.

7. В сознании некоторых людей сложился стереотип, что изучать Тору «ли-шма» («во имя нее самой») означает занимать себя вопросами, которые лежат вне области алахи. В действительности же, верно противопо- ложное. Учиться «ли-шма» означает изучить каждую «сугию» (тему) и каждый «дин» (закон) до предельной ясности, исходя из осознания бесконечной ценности Торы. А если не планировать достижения такого результата, не считать его конечной целью учебы, или не придерживаться законов изучения Торы, то такая учеба не называется «ли-шма»5.

8. Важно уточнить, что когда мы говорим об алахе в контексте изучения Торы, то не имеем в виду обучение правильному исполнению различных практических заповедей, поскольку это требуется от нас помимо исполнения заповеди изучения Торы. В частности, женщины, не будучи обязанными заниматься изучением Торы, должны, тем не менее, обладать знаниями в области тех законов, которые непосредственно их касаются. Наоборот — следует изучать каждую тему ради того, чтобы знать Желание Всевышнего, вне зависимости от того, удостоится ли изучающий исполнить изученную заповедь, или нет.

Таким образом, здесь мы говорим в первую очередь о правильном подходе к изучению Торы, а не о том, как научиться исполнять заповеди на практике.

9. Тот факт, что приоритетом является изучение и знание тех законов, которые данный конкретный человек имеет возможность исполнять, вовсе не означает, что эти законы более важны, чем все остальные. Следует знать всю Тору, дойдя до практической алахи в каждой её области.

10. Все вышеизложенные требования относятся не только к мужчине, которые желает стать раввином или «посеком» (законоучителем) — это прямые обязанности каждого отдельного еврея.

Особенности практического применения законов изучения Торы для тех, кто учился в ешиве

(для тех, кто не проходил обучение в ешиве, практический аспект законов изучения Торы изложен отдельно ниже) Получив навыки учебы, которые даёт ешива, учащемуся следует составить список всех алахот, которые требуется соблюдать ежедневно, чтобы изучать их прежде всех других. Многие начинают изучение алахи с законов, относящихся к разделу «Йорэ Дэа» кодекса «Шулхан Арух», в то время, как основная часть этого раздела относится к раввинской деятельности (в нем собраны не только законы изучения Торы, но и многочисленные алахот, касающиеся правил забоя скота, кашрута, ритуальной чистоты, траура), или с тех алахот, которые относятся разделу «Хошен Мишпат», в значительной степени состоящему из законов, применяемых на практике судьями в раввинских судах (помимо различных законов отношений между людьми, этот раздел включает в себя многочисленные нормы решения имущественных споров и компенсации ущербов, а также правила, которыми регламентируется судебный процесс). Правильно же сначала изучить все те темы в ШАСе или алахической литературе, которые имеют отношение к разделу «Орах Хаим» (алахот, имеющие отношение к повседневной жизни еврея: молитвы, Шабат и праздники, посты и др.), а также «повседневные» законы из раздела «Хошен Мишпат» и актуальные законы из «Йорэ Деа», которые относятся к области «между человеком и ближним». Повторив их большое количество раз, следует изучить те трактаты ШАСа, которые относятся к разделам «Кодашим» и «Таарот», а также части разделов «Нашим» и «Незикин», которые были пропущены ранее. Очевидно, что в случае, когда человеку необходимо выносить алахические решения для других людей, наибольший приоритет будут иметь раздел «Йорэ Дэа» кодекса «Шулхан Арух», а также законы, обсуждаемые в трактатах, входящих в раздел «Незикин» Вавилонского Талмуда (основные принципы еврейского закона, законы о материальном ущербе, система наказаний и штрафов и многое другое), но лишь после всех тех законов, которые относятся к данному человеку лично.

К сожалению, изучение ШАСа в отрыве от конечной алахи в некоторых кругах стало нормой. Встречаются «ламданим», которые могут подолгу изучать ту или иную тему в Талмуде, есть те, кто заканчивает много трактатов, и те, кто хорошо знает «Шулхан Арух». И людям кажется, что всё это полноправные подходы к изучению Торы, согласно известному принципу («Авода Зара» 19а): «эйн адам ломед Тора эле ми-маком ше-либо хафец» («человек, учит Тору лишь из того, что желанно его сердцу»).

Но на самом деле, «то, что желанно его сердцу» относится к выбору темы из числа тех, которые ему необходимо учить в данный момент, чтобы учить сперва ее, а потом другие (Раши объясняет, что если ученик предпочитает один трактат, то учителю следует обучать его именно этому трактату, а не другому, поскольку он не воспримет изученное так, как необходимо, в силу желания своего сердца). Заповедь изучения Торы определяется и регулируется соответствующими законами, и лишь в заданном алахой сочетании трёх элементов (глубокое изучение тем, быстрое изучение трактатов и знание конечной алахи, кодифицированной в «Шулхан Арухе») возможно исполнить её правильно.

Практический пример:

Если Реувен хочет пройти трактат «Брахот» до трактата «Шабат», правильно будет начать с «Брахот», поскольку это придаст его учебе дополнительный заряд энтузиазма.

Как выводить алаху из Гемары?

1. Не существует строго заданного списка ришоним и ахароним, которых следует просмотреть, чтобы выполнить должным образом «алахическую» составляющую заповеди изучения Торы. Здесь мы приводим сокращенный список базовых источников, без которых почти невозможно понять какую-либо тему: I. Гемара с комментариями Раши и Тосафот (все комментарии Тосафот, приведенные на листе Талмуда, изучать необязательно — лишь те, которые относятся к изучаемой теме).

II. Риф, Рош и Рамбам.

III. Тур, «Бейт Йосеф» и «Шулхан Арух».

IV. Хорошей проверкой того, насколько ясно учащемуся, из какого источника выводится конкретная алаха, служит его способность понять систему ссылок, которую приводит Виленский Гаон.

V. Вышеперечисленные источники дают базовое знание алахи. Для того, чтобы глубже понять её применение, следует, по мере надобности, изучить труды ахароним и респонсы. Среди них — Шах и Таз, раби Акива Эгер и автор «Кцот а-Хошен», и, в конце концов, «Мишна Брура» и респонсы более современных авторов.

VI. После скрупулёзного изучения темы следует обсудить выученную алаху со специалистом, который принимает по ней решения на практике, чтобы убедиться, что изученное понято правильно, приобрести понимание нюансов алахи и найти ответы на возникшие вопросы. Требуется также пройти «шимуш» (практику) у авторитетного раввина, чтобы понять, как применять данные законы к конкретным ситуациям.

2. Следует помнить, что все это требуется не для того, чтобы стать законоучителем, но чтобы выполнить личную обязанность изучать Тору.

3. Хотя многие главы поколений и поощряют изучение отдельной книги какого-либо авторитета эпохи ришоним или ахароним, этот совет имеет исключительно факультативный характер, и относится к тем людям, которые уже имеют есть ясное понимание темы и алахи.

Место «ламдута»

1. Общей проблемой, с которой сталкиваются многие «бней Тора», является изучение «пилпуля» или «ламдута», которое не сопровождается достижением алахического результата. Хотя «пилпуль» и «ламдут» — лишь инструменты, необходимые для ясного понимания Торы, многие стали относиться к ним не как к средствам, а как к конечной цели. Даже будучи настоящим «ламданом», можно иметь пробелы в знании алахи (что часто и происходит) и не владеть инструментами, необходимыми для достижения алахического результата6.

2. Ошибка эта настолько распространена, что даже там, где изучают темы, связанные с актуальными заповедями, имеющими непосредственное практическое алахическое применение, такие как «мукце» (букв. «изолированное» — предметы, которые запрещено передвигать, а также еда, которую запрещено употреблять в Шабат и праздники), «сукка», запрет давать и брать в долг под проценты или законы возвращения потери, оставляют для изучения лишь те вопросы, которые наилучшим образом подходят для оттачивания навы- ков «ламдута», и в результате не знают базовых законов, относящихся к этим заповедям.

3. Все вышесказанное ни в коем случае не умаляет необходимости владеть навыками «ламдута». Невозможно прийти к верному заключению, не умея разбираться в материале и приходить к его ясному пониманию. Точно так же, как нужно понимать Святой язык, чтобы иметь возможность серьёзно учиться, так же нужно знать «ламдут». Причем, последнее умение не дает большего преимущества, нежели первое.

4. Применение «ламдута» становится актуальным тогда, когда уже известны факты, которые затрагиваются в рамках темы, изученное повторено, и появилась готовность его анализировать. Поэтому, прежде, чем углубляться в детали посредством «июна» и «ламдута», требуется изучить соответствующую тему, пройдя комментаторов-ришоним и «Бейт Йосеф», и получив таким образом базовое понимание алахи.

Практическое применение:

Было бы разумно учиться «ламдуту» у тех, кто хорошо обучает мыслительной технике, а не стремится представить виртуозную лекцию. Также следует всегда обращать внимание на то, чтобы даваемые определения законов («диним») и споров («махлокот») соответствовали определениям хотя бы некоторых законоучителей, чтобы убедиться в правильности «ламдута», построенного на их основе.

«Бе-киют» и «бе-июн» как две разные заповеди

1. Существуют две отдельные обязанности в отношении изучения Торы. Одна из них — «знать всю Тору». Под всей Торой подразумеваются Танах, алахот и агадот мудрецов (из ШАСа и мидрашей) и их применение, согласно изложенному в трудах законоучителей-ришоним и ахароним.

В прежние времена, для того, чтобы исполнить обязанность «знать всю Тору», достаточно было выучить ТаНаХ, Мишну, Гемару и Мидраш. Со временем к этому перечню добавилось множество объяснений и вариантов решения алахических проблем. Кроме того, современный мир тоже вносит свои коррективы, что отразилось, например, в законах Шабата или бизнеса. Так, многие темы, занимающие в ШАСе всего несколько страниц, стали ключевым предметом исследования, на проведение которого уходят многие месяцы. И хотя в наше время стало гораздо труднее исполнить обязанность заповедь «знать всю Тору», тем не менее, у нас по-прежнему остается обязанность знать перечисленные выше разделы Торы и понимать, как применяются законы, которые актуальны для каждого отдельного человека.

2. Выполнению заповеди знать всю Тору можно дать определение: знание Торы «бе-киют». Под «бе-киют» мы не имеем в виду изучение Гемары с комментариями Раши и Тосафот, но знание всех базовых законов и агадот.

3. Вторая заповедь, о которой мы здесь говорим – это «ве-игиса ба йомам ва-лайла», — углублять собственное знание Торы на протяжении всей оставшейся жизни по мере способностей, достигая ясного понимания каждого закона, вырабатывая новые концепции и подходы, когда и насколько это возможно. Эта заповедь может исполняться в любое время и каждый день, вне зависимости от того, удостоится ли человек исполнять данные алахот на практике, или нет. Она также относится к изучению Агады и Каббалы. Такую учебу мы будем называть изучением Торы «бе-июн».

4. Есть мнение, что между этими двумя аспектами изучения Торы есть практические различия. Ниже приведен перечень некоторых из них: I. Разрешается отложить вступление в брак ради заповеди знать всю Тору, но по отношению к заповеди изучать её «бе-июн» это не так.

II. Требование прервать учёбу для того чтобы исполнить заповедь, которую не может выполнить никто другой, относится только к изучению Торы «бе-июн», но не к «коль а-мицва». К примеру, если у человека есть реальные основания полагать, что он может исполнить заповедь знать Тору «бе-киют», и он лишит себя этой возможности, принимая участие в многочисленных «смахот» (празднование обрезаний, свадеб и бармицв) или навещая больных, то правильным решением для него будет занять это время изучением Торы (очевидно, что если человек участвует в таких мероприятиях избирательно, это не должно ему помешать).

III. Важно помнить, что для того, чтобы выполнить на минимальном уровне заповедь «ве-игиса» в ситуации, когда возможности человека сильно ограничены, достаточно запланировать один «седер» (выделяемое для учебы время) днём и один ночью, или даже просто прочитать «Шма»! Однако минимальное требование к заповеди знать всю Тору состоит в овладении строго определенным набором знаний. А для того, чтобы приобрести эти знания, необходимо тратить на это всё доступное время. Следовательно, если человек ещё не выучил всю Тору, он не имеет права тратить время на дополнительный заработок, без которого он и так может обеспечить себе и своей семье все необходимое.

5. Теоретически, прежде, чем учиться «бе-июн» — следует исполнить заповедь знать всю Тору. Тем не менее, для взрослого человека, не удостоившегося сделать это в юности, будет некорректно следовать данному подходу. Ему следует сразу начать изучать Тору «бе-июн», и он должен распределить свое время так, чтобы проходить темы «бе-июн», и параллельно заканчивать «всю Тору».

Практическое применение:

А. Взрослому человеку, который завершил обучение в ешиве следует: законы благословений, чтения «Шма», молитв, Шабата и праздников из раздела «Орах Хаим», а также отдельные темы из разделов «Хошен Мишпат», «Эвен а-Эзер» и «Йорэ Дэа», и все, что относится к сфере законов «между человеком и его ближним». В список подлежащих изучению источников следует включить основных законоучителей-ришоним и ахароним, а также агадический контекст7.

1. Составить план изучения законов по темам, которые имеют непосредственное отношение к жизни данного человека. Это

2. Выполнив этот план, пройти оставшуюся часть ШАСа и Агады, запланировав отводить определенную часть времени на углубленное изучение пройденных, а также новых тем.

Б. Взрослому человеку, который не в состоянии проходить темы самостоятельно: дует также выделить время на то, чтобы углублять приобретенные знания в пройденных темах по мере способностей и возможностей.

1. Составить список тем, которые имеют непосредственное отношение к его жизни.

2. Изучить эти темы, пользуясь современными книгами по алахе на русском или другом, наиболее легком для понимания, языке.

3. Изучить агадот по многочисленным книгам, которые их приводят.

4. По завершению изучения наиболее актуальных алахот, изучить оставшиеся на основе Рамбама или «Шулхан Аруха». Сле-

5. Важно понимать, что, хоть Святой язык и полон исключительных достоинств, заповедь изучения Торы требует от человека понимать изученное предельно ясно, и также необходимо пройти значительный объем материала. В таком случае, неэффективно тратить время, пытаясь выполнить эту задачу на Святом языке.

6. То же самое относится к изучению Торы по программе «Даф йоми» (лист Талмуда каждый день). Тому, кто может позволить себе посвящать Торе лишь несколько часов в день, было бы разумно посещать уроки алахической тематики и повторять их. Быстрое прохождение ШАСа, не оставляющее такому человеку времени на то, чтобы как следует разобраться в изучаемом материале, систематизировать и повторять получаемую информацию, не может быть признано правильным подходом к изучению Торы. Если же такой вариант является единственным, который мотивирует человека учиться, то его можно придержи- ваться, поскольку это, бесспорно, лучше, чем ничего8.

7. Тот кто готов тратить силы и время на то, чтобы учить и повторять алахот на родном языке, и имеет четкий план того, как он будет их проходить, в конечном счете будет знать и соблюдать Тору лучше, чем любой другой, кто учится много лет, но не имея плана.

Открытия и устрожения

1. Вершиной достижений в изучении Торы, после того, как человек знает и помнит весь материал, который от него требуется знать, является погружение в глубь темы до такой степени, чтобы выработать собственное понимание изучаемого вопроса. Это и называется «хидуш»— открытие в Торе.

2. Хидуш необязательно должен быть уникален по своей сути, однако необходимо чтобы он представлял собой собственное понимание автора, к которому тот стремился прийти в процессе интенсивного умственного труда.

3. Как только человек достиг такого понимания, ему следует жить в согласии с ним, даже если основное алахическое мнение не такое строгое10. Собственный взгляд на конкретную тему позволяет принимать и менее строгие алахические решения, при условии, что соблюдаются правила принятия таких решений («клалей ораа»)11.

4. Естественно, почти всегда можно найти авторитетов-ахароним, которые изучили тему и пришли к точно тем же выводам. Поэтому, если понимаемый человеком «пшат» (простой смысл) темы не удается найти ни у кого из законоучителей, это означает, что данная тема не была изучена как следует.

Примеры:

Реувен многократно изучил определенную тему в «Хошен Мишпат» и пришёл к выводу, что наиболее подходящим решением является предложенное автором «Нетивот». А согласно «Нетивот», данный человек обязан заплатить деньги в пользу своего соседа, несмотря на то, что общепринятый закон не так строг. В данном случае человеку следует выплатить эту сумму в соответствии с заключением, к которому он пришел.

Шимон изучил тему «нееврейского варева» и пришел к решению менее строгому, чем то, которого придерживается общепри- нятый закон. Всесторонне рассмотрев данный вопрос он утвердился во мнении, что его понимание вопроса истинно. Поскольку речь в данном случае идёт о запрете, установленном мудрецами, у Шимона, исходя из правил принятия алахических решений, есть возможность руководствоваться менее строгим подходом в случае форс-мажора («шаат а-дхак») или если более строгий подход повлечет за собой большие потери («эфсед меруба»).

Обучение в ешиве

В наше время ешива должна решать множество задач, и помощь учащемуся в достижении своих целей в заповеди изучения Торы — лишь одна из них. При этом важно понимать, что ответственность за то, чтобы эта задача была выполнена как следует, лежит непосредственно на самом учащемся, а не на каком-либо учреждении или системе. Помощь, которую оказывает ешива, заключается, главным образом, в том, что она передаёт метод изучения, подготавливая ученика к самостоятельному анализу Гемары, трудов ришоним и ахароним. Соответственно, выбирая ешиву, следует убедиться, что передача методологии изучения Торы является одной из главных целей, которые ставит перед собой данная ешива. Также следует помнить, что на приобретение навыков не отводится весь день – основная часть времени, в течение дня, должна быть посвящена такой учебе, которая позволила бы ученику исполнять обязанности, которые возложены на него алахой.

Практическое применение:

Один из «седеров» в ешиве должен быть посвящен углубленному изучению тем («бе-июн») и участию в уроке, который дает преподаватель, умеющий обучать навыкам «ламдута» (а не тот, кто просто приводит комментаторов и делится собственными открытиями). Целью этого «седера» является не запоминание информации, которую содержит данная тема, а выработка метода, который будет возможно использовать при самостоятельном изучении тем.

Что значит «знать всю Тору»?

До того как текст Мишны был записан и стандартизирован, Устная Тора представляла собой алахические концепции и все многообразие вариантов их применения, объясняемое с помощью наиболее актуальных примеров. Разобравшись в сути той или иной концепции, ученик повторял ее всю оставшуюся жизнь, работая над тем, чтобы достигать все более ясного понимания.

Устную Тору не записывали сознательно. Но с тех пор, как в силу необходимости она все же была записана, предметом изучения стали не концепции, но тексты и примеры, которые позволяют нам понять те идеи, которые хотели передать мудрецы. Вместе с этим возросло количество интерпретаций данных идей, излагаемых в текстах с помощью примеров. В результате возникли неиз- бежные разногласия. И похоже, что теперь для выполнения заповеди «знать всю Тору» достаточно изучить и запомнить базовые законы, но не все расхождения и тонкие детали — хотя бы потому, что как следует выучить весь корпус алахи с учетом всех мнений, разногласий и тонкостей не под силу почти никому.

Практическое применение:

Например, при изучении темы «мукце» необязательно пытаться запомнить каждое мнение в Гемаре и трудах ришоним: необходимо помнить основные законы, и то как они применяются в конкретных случаях, а затем всю оставшуюся жизнь следует посвятить достижению все более ясного понимания данных законов. Но если человек «талмид хахам» (знаток Торы, дословно «мудрый ученик»), тогда он, в числе прочего, постарается запомнить различные мнения, в той степени, в которой это будет способствовать прояснению его понимания Торы.

Раби

В условиях, когда Устная Тора не была записана, чтобы овладеть всей Торой, человеку нужно было иметь раби — учителя, потому что учитель являлся для него главным, и порой единственным источником знаний. В наши дни роль учителя изменилась. Поскольку мы изучаем не передаваемые устно идеи, а тексты, то учитель нужен нам скорее для того, чтобы приобрести навыки, необходимые скорее для того, чтобы извлечь идеи из текста, нежели для того, чтобы изучать непосредственно Тору. Помимо этого, наставник нужен для того, чтобы передать свое понимание Торы, к которому самостоятельно прийти было бы невозможно, а так- же для того, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Практическое применение:

В ситуации, когда человек стоит перед выбором: отправиться туда, где обучают большому объему информации, или же туда, где обучают навыкам, позволяющим обрабатывать информацию и приходить к верным алахическим заключениям, — следует выбрать последнее.

Ответственность за алахическое решение

Так же как одно тело отличается от другого, и для того, чтобы нормально функционировать оно нуждается в строго индивидуальном наборе подходящих ему питательных веществ, в определенных физических условиях и климате, так и душа человека: нет двух одинаковых людей, и потому каждая душа по-своему воспринимала речения Ашема на горе Синай. Потому и законы для разных людей будут, в определенных аспектах, различны, и на человеке лежит прямая ответственность за то, чтобы знать Тору настолько хорошо, насколько необходимо чтобы найти в ней свою индивидуальную истину. Тому, кто к этому ещё не готов, следует найти рава, свойства души («тхунот а-нефеш») которого настолько схожи с его собственными, чтобы дать человеку ощущение, что если у кого и есть правда, так именно у этого рава. Таким образом, когда кто-то задает вопрос раввину, то уже самим этим фактом он выносит алахическое решение («псак»), ведь это он решает кому задать вопрос. И если принимая решение о том, кому задать вопрос, человек руководствуется собственными представлениями и пред- почтениями — исходит из желаемого облегчения, устрожения, или из того, что ему удобнее — то он рискует получить ответ, который, на самом деле, ему не подходит.

Пример:

Реувен решает кому задать возникший вопрос. Есть рав, который в курсе его жизни, хорошо знает алаху, и, как представляется Реувену, понимает Тору схожим образом. И есть другой рав, который более «открытый», чем первый, или дает более удобные ответы. В такой ситуации правильным решением для Реувена будет постараться получить ответ у первого раввина и следовать ему.

Заповедь обучать Торе собственных детей

У отца есть обязанность обучить своих сыновей всей Торе или же обеспечить их достаточными знаниями и умениями, чтобы они могли исполнить эту заповедь самостоятельно. Важную роль в этом могут сыграть школа, ешива и индивидуальные занятия с преподавателем, однако ответственность за достижение конечного результата лежит на отце.

Расстановка целей в изучении неалахической части Торы

Согласно законам изучения Торы, человек должен изучить Хумаш, Невиим и Ктувим, и после этого повторять их всю оставшуюся жизнь. Также следует учить агадот из ШАСа и Мидраш, и углубляться в них, посвящая этому все доступное для этого время. Похоже, что нет обязанности знать каждый отдельный мидраш и агаду. Тем не менее, их следует изучать, насколько позволяют возможности.

Приложение

Как передавалась Устная Тора и какое практическое значение это имеет для нас сегодня? В те времена, когда Устная Тора ещё не была записана, все объяснения Письменной Торы и заповедей перенимали от отца или учителя. Если какая-либо часть информации была упущена, восполнить её было невозможно, поскольку неоткуда было её почерпнуть. Отцу или раву приходилось проходить с учеником каждую отдельную заповедь, изучать каждое понятие.

Представьте себе мир, в котором нет не только «Шулхан Аруха» и даже ШАСа, но в принципе отсутствует деление тем на трактаты («масехтот»), нет сборников мидрашей, и вообще не наблюдается систематизации знаний Устной Традиции. В этом мире есть лишь ТаНаХ (а до того, как были записаны Пророки (Невиим) и Писания (Ктувим) — только Пятикнижие (Хумаш), и наставник со своим пониманием заповедей и сути Торы. Что должна была представлять собой заповедь изучения Торы в таких условиях? Ришоним описывают, как это происходило. У каждого наставника был свой подход к изучению, свои примеры и своя терминология. Не существовало каких-либо стандартов. Устная Тора сохранялась и передавалась исключительно в виде понятий, без каких либо текстов или строго определенных примеров12.

В конечном итоге, каждый ученик приобретал полный обзор Устной Торы, повторял изученное всю оставшуюся жизнь и передавал это следующему поколению. Когда же возникали вопросы, он обращался с ними к местному раввинскому суду, а если этого было недостаточно — к Санэдрину.

Совершенно ясно, по каким причинам изначально не предполагалось записывать Устную Тору. В то время как концепции, лежащие в основе законов Торы и мировоззрения, основанного на ней, остаются неизменными вот уже почти 3500 лет, их практическое применение претерпело значительные изменения. Терминология и примеры, используемые при изучении такого понятия как «бишуль» (варка) в пустыне 3000 лет назад, в Иерусалиме 2000 лет назад и в наше время в Лейквуде будут разительно отличаться. Записать примеры на одном языке означало бы сильно ограничить возможности «масоры» (здесь: традиционной передачи знания), лишить передаваемую мудрость цельности, утратить непрерывность ее передачи, и превратить мудрость в жесткий, зачастую устаревший материал. Запрет записывать Устную Тору также имел под собой и другие, более глубокие основания, связанные с тем, что Устная Тора является душой Торы Письменной, и потому ее в принципе невозможно органично заключить в форму текста.

Со временем количество примеров, используемых для передачи знания о понятиях, возросло. В то же время община Израиля ушла в изгнание и все более рассеивалась. Евреи претерпевали тяготы войн и угнетения. По Воле Б-жественного Провидения, мудрецы Талмуда — раби Акива, раби Меир и другие — начали выстраивать Устное Учение в систему алахи и мидрашей. На этой основе раби Йеуда а-Наси отредактировал и составил Мишну, другие танаим начали записывать мидраши. Объяснения Мишны по-прежнему передавались в устной форме, пока в дни Равины и рава Аши не возникла необходимость записать и их тоже.

Так были записаны алахот, полученные Моше на горе Синай и передававшиеся с тех пор устно, все постановления мудрецов, все выводы, полученные с помощью 13 принципов толкования Торы, а также мнения танаим и амораим относительно торанических концепций. Вместе с тем, определенная часть понятий и идей по-прежнему передавалась устно до конца эпохи ришоним. По этой причине ришоним в своих биографиях упоминают имена своих учителей, приводя полную цепь передачи Традиции вплоть до Моше Рабейну. Но автор «Бейт Йосеф», живший в эпоху ранних ахароним, перечисляет лишь список рукописей, которые у него имелись — Устная Традиция, шедшая от Моше Рабейну, в его время уже была утеряна.

Как мы изучаем Устную Тору в наше время? Мы исследуем тексты мудрецов Талмуда и ришоним, и через концепции, которые они излагают, и примеры, которые они приводят, мы приходим к изначальному пониманию Устной Традиции. Таким образом, конечный результат, по сути, тот же самый, но путь к нему совершенно другой. Основных сложностей здесь несколько. Во-первых, используемые во многих источниках примеры и сам их язык несколько утратили актуальность. Во-вторых, наши наставники больше не обучают нас всей Торе. Они передают нам лишь долю знаний и умений, чтобы мы самостоятельно изучали всё необходимое из имеющихся книг. В-третьих, с того времени как было изобретено книгопечатание было опубликовано столько материала, появилось так много мнений, с которыми приходится считаться, и столько примеров практического применения тех или иных законов, что теперь для того, чтобы всё это проработать и усвоить, требуются долгие годы.

Таким образом, перед нами стоят следующие вопросы: • Есть ли необходимость знать всю Мишну, весь Талмуд, Рамбама или «Шулхан Арух» полностью? • Есть ли обязанность знать все мидраши? • Должен ли каждый еврей знать многочисленные книги ришоним? • Обязан ли он выучить всю «Мишну Бруру»? Нужно ли ли ему выучить все книги, которые говорят о применении алахи в современных условиях, написанные на доступном ему языке? Представляется крайне нелогичным, чтобы на каждого еврея были возложены обязанности, исполнить которые под силу лишь немногочисленным гениям своего поколения. И очевидно, что одной из основных причин, почему большинство людей даже не пытается предпринимать какие-либо шаги к тому, что- бы знать всю Тору, является полная уверенность, что «знание всей Торы» предполагает знание всех этих книг и идей, на что у них нет ни времени, ни сил.

Но если «знать абсолютно всё» не требуется, то каков же минимум? Следует изучить ТаНаХ и повторять его. Следует знать все 613 заповедей и основные алахот, с ними связанные. Нужно знать все постановления мудрецов («таканот»), причем относительно тех, которые актуальны для данного конкретного человека, нужно знать особенности их применения в современных условиях.

Требуется хорошо разбираться в базовых законах Торы, обсуждаемых в разделе «Незикин» («Ущербы»). Нужно знать основные принципы нашего мировоззрения, почерпнутые из агадот мудрецов и из мидрашей. Рамки этой области определить непросто, однако помнить каждый мидраш, даже из числа упомянутых в авторитетных источниках, определенно не требуется. Чтобы достичь этого нужно пройти весь ШАС, освоив, таким образом, необходимый материал, и постоянно повторять его в дальнейшем. Но если это не представляется возможным, необходимо изучить современные книги, посвященные данной тематике, написанные наиболее доступным для человека языком.

Где же заканчивается заповедь «знать всю Тору» и начинается заповедь изучать её углубленно, посвятив тому всю оставшуюся жизнь? 3000 лет назад заповедь знать всю Тору считалась выполненной после того как раби обучил своего ученика всему, что знает сам. 2000 лет назад выполнение «коль а-мицва» ограничивалось Мишной. В наше время сформулировать границы не так просто, но этого, на самом деле, и не требуется. У нас нет обязанности сделать «сиюм» (торжественное завершение) всей Торы вообще, чтобы перевести дыхание и затем начать учиться по-другому! Сегодня каждый из нас способен овладеть минимумом «всей Торы», даже начав учиться в зрелом возрасте, и вместе с тем, исполнять свою обязанность учиться углубленно. И каждый, кто так поступает, может рано или поздно ощутить, что уже прошел всю Тору «бе-киют», понял основные концепции, знает все заповеди, и теперь может повторять изученное всю свою жизнь. Но до той поры следует приложить максимально возможные усилия к тому, чтобы пройти и понять эти заповеди и концепции, и в то же самое время уделять значительную часть своей учебы углубленному изучению, начиная с тех тематических разделов, которые наиболее актуальны в личном служении Творцу.

Обучение в ешиве

Ешива является краеугольным камнем еврейской жизни. Там учат Торе и тому, как её правильно изучать, там формируются ценности еврейского общества, приобретается определенная культура изучения Торы. Очевидно, что без ешив наша религиозная жизнь была бы качественно иной — намного более сложной.

Однако, посылая сына в ешиву, следует ясно понимать, какие обязанности по отношению к ребенку возложены на родителей. Перечислим лишь некоторые из них: • Обучить детей чтению на Святом языке и его базовой грамматике.

• Привить детям основы еврейского мировоззрения.

• Раскрыть детям суть праздников.

• Привить им навыки изучения Мишны, Гемары и трудов ришоним.

• Дать им навыки анализа.

• Обучить основным законам.

• Дать им принципы выведения алахи из Гемары.

• Показать, как из агады и мидрашей приобретается правильное мировоззрение.

Из ешивы выходят личности, целью жизни которых является рост в изучении Торы, молитве и б-гобоязненности, что делает ешиву незаменимым институтом еврейского общества. Ешива не только обеспечивает для учеников благоприятную духовную атмосферу — наставники прививают ученикам отношение к изучению Торы как к самой важной заповеди, и приучают их к правильному соблюдению всей алахи. Ешива обеспечивает рамки, которые защищают учащихся от влияния улицы, которое не просто лишает многих шанса стать мудрецами Торы, но и вообще уводит их из общества соблюдающих евреев.

Тем не менее, пользуясь благами, которые предлагает ешива, ни родители, ни сам ученик не имеют никаких оснований полагать, что она позаботится обо всех его нуждах, включая и те нужды, которые связаны с заповедью изучать Тору. Никакая ешива не обязана, да и не способна это сделать.

Потому, если ешива не ориентирована на преподавание большого количества материала, а ученик, в принципе, способен освоить весь этот материал, то его отец должен позаботиться о том, чтобы у сына была воз- можность получить эти знания, учась либо с индивидуальным преподавателем, либо непосредственно с отцом. Если же сын испытывает трудности в усвоении навыков анализа Гемары или в том, чтобы приходить к конечному заключению по итогам изучения тем, следует приложить все усилия к тому, чтобы он дополнительно уделил этому время, свободное от ешивской программы. И если ученик ещё не знаком с законами, которые он уже должен исполнять (из разделов «Орах Хаим», «Йорэ Деа» или «Хошен Мишпат»), отец должен постараться обеспечить ему их изучение.

Когда ученик ешивы приобретет те навыки, которые позволят ему учиться самостоятельно, он должен спланировать свою собственную программу обучения. Ему нужно будет составить список приоритетов — определить, что учить сначала, а что позже. Кроме того, он должен решить какие книги, напарники и учителя могут ему в этом помочь, выработать систему постоянного повторения и приучить себя к тому, чтобы заканчивать каждую тему соответствующим алахическим выводом, дабы ему было что повторять. Осуществить всё это — личная обязанность каждого подающего надежды «талмид хахама», и невозможно полагаться, что кто-нибудь или какое-либо учреждение составят такой план учёбы за него.

Как раз в это время и начинают действовать правила, которые мы обсуждали выше: возникают приоритеты в изучаемой алахе, связанные с тем, что в данный момент наиболее актуально для исполнения, появляется необходимость изучать каждую тему с доведением до аспектов практического применения и настолько ясного понимания, чтобы спон- танно отвечать на связанные с темой вопросы и повторять изученное до конца своей жизни.

Тот, кто сможет это воплотить, определенно будет иметь успех в учебе, будет обладать обширными познаниями в Торе, иметь ясное понимание изученного и выполнит заповедь изучения Торы именно в той степени, в которой он на это способен.

Что даёт правильное изучение Торы?

О том, чего достигает человек благодаря изучению Торы, написано в 4-ом разделе «Нефеш а-Хаим» раби Хаима из Воложина, в «Нетив а-Тора» Маараля, в «Мишнат раби Аарон» и других книгах, обсуждающих великие достоинства этого занятия. Мы упомянем лишь о наиболее очевидных из них: — Человек, который изучает Тору правильно, со временем почувствует свое единство со Всевышним, поскольку конечный результат каждой темы – это слово Всевышнего. Окончание ШАСа или получение раввинской «смихи» (диплома) в области «Йорэ Деа» не позволяет достичь этого в той же мере. Сделать «сиюм» на завершение всего ШАСа без алахи – лишь подготовительный шаг к тому, чтобы глубоко изучать темы, и кроме того, большинство людей не может справиться с таким обилием информации как ШАС. Раввинская «смиха» в «Йорэ Деа» позволяет отвечать на алахические вопросы других людей в данной области, но не даст ничего тому, кто еще не разбирается, как следует, в тех темах, которые относятся к его повседневному служению Всевышнему. Значительная часть этих тем, если не большинство, содержится в разделе «Орах Хаим» и не- много в «Хошен Мишпат». Удовлетворение от достижения результата, близость ко Всевышнему и фактическое исполнение заповеди изучения Торы, получаемые даже от одной правильно изученной темы, несравненно больше, чем в случае когда человек занимается чем-то другим.

— Помимо прочих достоинств, изучение Торы, осуществляемое в соответствии с алахой, даёт уникальную возможность выполнять эту заповедь «ли-шма» (во имя нее самой). Окончание всех тем, связанных с законами чтения «Шма, Исраэль» или злословия, не венчает собой торжественный «сиюм». За изучение и исполнение этих законов не дают диплома. Стать совершенно другим человеком, жить по слову Б-га, но не кичиться этим и не демонстрировать это публично — есть ли на свете большее «ли-шма», чем это? Ведь в этом случае человек не извлекает из своей учебы никакой корысти, кроме самого изучения и исполнения Торы.

Вы сможете давать ясные ответы на алахические вопросы в большинстве жизненных ситуаций. И как печально, когда после многих лет тяжелого труда над Торой приходится каждый возникающий небольшой вопрос выяснять у раввина. Способность ясно отвечать на вопросы приходит в результате правильного изучения и повторения. И для того, чтобы справиться с большинством встречающихся вопросов, потребуется лишь несколько лет.

Вы будете ясно представлять свои цели. Когда есть организованная система изучения и повторения, у человека остаётся намного меньше времени для пустого времяпровожде- ния, не занятого Торой и заповедями («битуль Тора»). Ведь изучение нового материала, его повторение и углубление полученных знаний уже тщательно спланировано заранее.

Жить со Всевышним

Хазон Иш в своей книге «Вера и Упование» рассказывает о людях, которые пытаются «жить со Всевышним», поддерживая свою б-гобоязненность лишь изучением мусара и не погружаясь в глубины алахи. Мало того, что такой подход никак не связывает учебу с повседневной жизнью — он может привести к тому, что человек будет принимать решения, которые полностью противоположны желанию Всевышнего, поскольку человек попросту не знает, какова алаха в этом случае. Когда приходится искать сбалансированное решение в ситуации, где задействованы различные законы, относящиеся и к сфере «Йорэ Дэа», и к области злословия, и к теме почитания родителей, и другие — стремление человека к б-гобоязненности, которое не строится на прочном фундаменте алахи, может оказаться в плоскости, противоположной «Шулхан Аруху»13.

Но тот, кто привык изучать темы углубленно и жить в соответствии с изученным, найдет Желание Творца в самом изучении Торы. Его углубленная учеба будет сочетать в себе «бе-киют», «ламдут», алаху и мусар. Когда возникает сложная ситуация и требуется принять алахическое решение, на помощь человеку приходят все доступные ему ресурсы: его владение собственно материалом и навыки анализа в данной области, знание соответствующей алахи, а также мусар, запечатленный в его сердце, помогут ему принять правильное решение и достойно действовать в любой ситуации. В служении Всевышнему подобное сочетание имеет место лишь в том случае, когда человек привык задействовать в своей учебе весь арсенал средств. И тогда он действительно будет жить по слову Творца и направлять все свои силы на служение Ему.

Найти своё место среди мудрецов Торы

Автор не ставит перед собой целью доказать, что лишь изложенный выше подход является единственно верным, а все остальные безусловно ошибочны. Хотя многие великие законоучителя определенно учились описанным выше образом, тем не менее, многие другие большие люди придерживались иного подхода к изучению Торы. Этот текст написан для тех, кого волнует тема изучения Торы и повышения эффективности учебы. Автор надеется, что знакомство с изложенными здесь идеями, почерпнутыми из авторитетных источников, поможет читателю найти ответы на свои вопросы и выбрать для себя подходящий путь изучения Торы.

Путь, предложенный выше, нелегок, его непросто осилить в одиночку. Тому, кто изберет его для себя, потребуется отыскать людей, которые способны ему в этом помочь. Но как отличить человека, который учится подобным образом от того, кто так не учится? Тот, кто придерживается вышеизложенного подхода, наверняка не является самый известным «ламданом» в своем Доме Учения (просто он не делает на «ламдут» слишком большой акцент, чтобы стать лучшим в этом деле). Скорее всего, он редко оканчивает Шас, а возможно вообще его не закончил (хотя этот человек может знать Шас или большую его часть, однако, изучая темы, он не тратит слишком много сил и времени на одну лишь учебу «бе-киют»). В то же время, он способен ясно объяснить Вам алаху в «Орах Хаим».

Он досконально знает шесть заповедей, которые человек должен выполнять постоянно (верить в существование и всемогущество Б-га; не верить в то, что есть какие-то другие божества; верить, что Всевышний Один и что Его единство является уникальным, абсолютным и универсальным, и что в Нем нельзя выделить какие-либо части, компоненты и атрибуты; любить Всевышнего; бояться Его и испытывать перед Ним трепет; а также беречь свой разум от запрещенных мыслей). Этот человек знает все темы, в которых изложены законы отношений между человеком и ближним. Он уделяет время серьёзному изучению Танаха и Агады.

Таким человеком может быть великий раввин поколения, глава коллеля, учащийся ешивы или даже «бааль а-байт» (досл. «домовладелец») — человек, который учится в свободное от зарабатывания денег время. Он может знать это всё непосредственно из углубленного изучения Шаса. Вместе с тем, он может почерпнуть это и из других книг, написанных на доступном ему языке. Но в любом случае, он найдет Всевышнего через Его Тору.

Если вы окружите себя подобными людьми, то выполните заповедь Торы «ле-идавек бе-ядав» — присоединиться к тем, кто знает Всевышнего. Вы также узнаете, как эти люди стали теми, кто они есть, и, повторив их опыт, вдохновите на это других! * * * Автор надеется, что данный текст станет для Вас хорошим помощником на духовном пути. Если Вы, ознакомившись с текстом и источниками, на которых он основан, захотите поделиться своими соображениями и возникшими вопросами с автором, пишите ему на email: motiscarstore@gmail.com

«Маасэ Иш» ч.3 гл.4: Хазон Иш превозносил то, как изложил законы изучения Торы раби Шнеур Залман из Ляд в кодексе «Шулхан Арух а-Рав» и много раз говорил раву Шмарьяу Грейнеману, благословенной памяти, учить их.

«Ликутей алахот», предисловие 1: «Написано в святых книгах, что главное в заповеди изучения Торы во имя нее самой — это доскональное выяснение закона во всех темах ШАСа».«Шулхан Арух» («Орах Хаим»), предисловие раби Хаима из Воложина к комментарию Виленского Гаона: «И в этом весь плод изучения ШАСа — выведение из него практической алахи».«Хаей Адам», предисловие: «И сейчас я пришел добавить известное, что главное в изучении Торы — это выяснение заповедей ее со всеми подробностям».Там же (17): «И поэтому смысл всего пилпуля и выяснений в том, чтобы была возможность изучать знания Торы».

Меири («Йома» 26а): «Потому что мы видели мудрецов Торы, знания которых в Талмуде велики, но, несмотря на это, они не знают как применить что либо из этого в области алахи, и не знают как правильно ответить на алахический вопрос. И про некоторые известно что они знают все потайные комнаты в Торе, но когда возникает алахический вопрос, не находят даже входа».Риваш (п.271 стр.75): «И видели мы своими своими глазами нескольких мудрецов, которые находят «пилпуль» там, гденет для этого никаких оснований, и на каждую точку задают тысячи вопросов и приводят тысячи ответов, но не занимаются изучением алахи, и на запрещенное говорят «разрешено», а на разрешенное — «запрещено»».Гаон Мари ми-Сила, «Дерех а-Хаим» (стр.148 п.73): «И я написал об этом, с болью в сердце, что некоторые большие мудрецы Торы сидят и изучают ее с «пилпулем» и остротой, но при этом в законах Шабата не разбираются и, возможно, нарушают Шабат. Горе нам в День Суда, горе нам в День Упрека»!Рабейну Бахье («Ховот а-левавот», предисловие): «Один из мудрецов задал мне вопрос относительно развода у неевреев, и я ответил ему так: «Мы не понесем никакого ущерба, если мы не будем знать ответ на вопрос, который ты задал. Знаешь ли ты уже все то, что ты обязан знать, из заповедей, которые ты не в праве игнорировать, и которые негоже нарушать, прежде чем думать над нееврейскими вопросами, которые не помогут тебе достичь более высокой ступени в Торе твоей и в вере твоей, и не исправить тебе с их помощью качества души твоей? И я клянусь, что с 35 лет занимаюсь тем, что нужно мне, из числа заповедей Торы моей, и выучил многие сложные места тщательно, и большинство книг, что есть у меня, но никогда сердце мое не поворачивалось к тому, к чему повернулось твое сердце чтобы спросить о нем». И я продолжил его упрекать и стыдить за это».Данные цитаты приводят рав Овадья Йосеф в предисловии к книге «Ябиа Омер» и многие другие авторы.

Маараль из Праги, «Нетивот Олам» гл.5: «В этих поколениях изменили путь ришоним, и не пошли по их стопам. Ибо суть Торы была у них на устах и на языке, а теперь у нас это полностью отсутствует… И все это ради того, чтобы кто-то мог сказать про себя, что он оттачивает свой разум «пилпулем»… Но его назовут владеющим Торой, и когда представляют перед ним подход в алахе, а он задает вопросы и дает ответы на них — как он может называться «владеющим Торой»? Этого нет у него вообще — просто он умный и умеет заниматься пилпулем. Итак, если нет Торы у человека, нет у него боязни Небес.

«Решит Хохма»: «Суть Торы во имя нее самой — это та Тора, которую человек изучает чтобы ее исполнять». Рав Яаков Эмден, «Лехем Шамаим» (комм. на трактат «Авот»): «Тора во имя нее самой — для того чтобы ее исполнять».

«Ор Исраэль» (27): «Конечный смысл заповеди изучения Торы заключается в том чтобы знать все законы Торы досконально, чтобы в каждом вопросе была у человека ясная алаха — как исполнить заповедь… Сама суть «пилпуля» заключается в том чтобы дать человеку способность выяснить законы Торы».

«Мишна Брура» (предисловие к «Орах Хаим»): «И несмотря на то, что изучение Торы состоит в том, что все, что учит человек, даже в разделах «Кодашим» и «Таарот», является исполнением повелительной заповеди изучать Тору, все равно главной в изучении человеком Торы должна быть такая учеба, которая приводит к практическому соблюдению… И поэтому, на первый взгляд, представляется, что раздел «Орах Хаим» предпочтительно учить в первую очередь. И несмотря на то что все четыре раздела «Шулхан Аруха» нуждаются в практическом исполнении, в любом случае этот раздел имеет преимущество перед другими«.

«Арух а-Шулхан» («Йорэ Деа» 246.17): Шах (105) и Таз (102) писали от имени «Дриша» (102), что для домохозяев, которые учатся всего часов в день было бы лучше изучать книги законоучителей, а не Талмуд. И конечно же каждый человек должен знать законы «Орах Хаим», а также некоторые законы «Йорэ Деа», «Хошен Мишпат» и «Эвен а-Эзер», которые необходимы каждому человеку (см. в «Илхот талмуд Тора» (3.4) раби Шнеура Залмана из Ляд). Однако мы видели, что если мы так им скажем, они вообще не будут учиться, потому что они хотят учить лист Гемары каждый день, и нельзя отталкивать от этого, и хорошо что они это делают. И любое изучение Торы это радость для души и то, что приводит к чистой б-гобоязненности».

В предисловии к книге «Беер Шева» приводятся слова книги «Зоар» о том, что источники душ человеческих и само существование их происходят из корней духовности Торы. И поскольку многочисленны части Торы и ее аспекты, то души разделятся в соответствии с этими частями и аспектами, в зависимости от того, как они соединяются с Торой. И вследствие этого, уделом каждой души становятся те открытия («хидушим»), которых с Небес ей было позволено достичь, в соответствии с ее корнем в Торе.

10 «Месилат Йешарим», гл.14: «Воздержание в законах означает постоянное устрожение в них [в случае сомнения или спора между авторитетными законодателями] согласно мнению [даже] единственного [устрожающего в законе] авторитета, спорящего со многими, когда его мнение выглядит резонным, даже если закон установлен не по его мнению, – если, конечно, такое устрожение не обернется облегчением в другом месте; и устрожать в случае сомнений, даже там, где есть основания облегчить в них».

11 Предисловие Рама к «Торат хатат»: «Я хочу объяснить себя, чтобы тот, кто изучает вопрос глубоко, не подозревал меня. Я написал, что можно облегчить в случае большой потери, или, если человек очень беден, или если вещь очень важна, или ради Шабата. Но написал я это лишь там, где считал, что такова алаха в основе своей, а ахароним, благословенной памяти, [которые определили иначе], в этих вопросах устрожали. Поэтому я писал, что там, кому сложно устрожать, нужно восстановить эту вещь к изначальному закону ее. И мы находим у первых и у последних, что они делали так».

12 Послание рава Шриры Гаона: «И покуда был Храм, каждый из наших учителей обучал своих учеников Писанию, Мишне и Талдмуду теми словами, которые он формулировал в данный момент, и обучал он их так, как он считал правильным в данный момент».

13 Книга «Мишна Брура» в предисловии к законам Шабата приводит мидраш на книгу Мишлей. Объясняя стих «Обладать знанием и моралью», мидраш говорит: «Если человек обладает знанием, он может научиться морали, а если не обладает знанием, то не может». И смысл этих слов в том, что если человек ошибается в законе, и считает, что вещь не запрещена Торой, а на самом деле она запрещена, то как поможет ему мораль в решении этого вопроса?

Поделиться: