«Реформистский» иудаизм или новая религия?
Йосеф РАБИН
Перевод Гавриэля Фельдмана
От редакции: Предлагаем Вашему вниманию короткую статью Йосефа Рабина, объясняющего суть отношения соблюдающих евреев в к реформизму. Статья была написана в 2018 году для Jerusalem Post — до того, как Верховный Суд принял решение предоставлять гражданство тем, кто прошел «реформистский гиюр» в Израиле, и до того, как реформистские раввины начали баллотироваться в Кнессет. Автор совершил алию из США и в настоящее время проживает в Тель-Авиве, где служит помощником габая Центральной синагоги.
Я бы хотел предварить обсуждение реформистского иудаизма следующим важным тезисом: любой еврей, который родился у матери-еврейки, является евреем — и точка! Поскольку борьба за признание реформистского движения в Израиле усиливается, чтобы докопаться до правды наше обсуждение нужно направить в сторону теологии. Главный вопрос, на который нам предстоит ответить: можно ли рассматривать реформистское движение как еврейское течение, в рамках «70 ликов Торы»? Или же нам следует определить реформистское движение как особую религию, отдельную от иудаизма? Я хочу подчеркнуть, что я не оспариваю «еврейство» любого еврея, который принадлежит к реформистскому движению. Тем не менее, я бы хотел поставить под сомнение легитимность теологии этого движения. Ев- рей, который «обратился» в христианство или стал кришнаитом, все равно рассматривается Торой как еврей, хоть и плохой. Этот еврей по-прежнему обязан исполнять все заповеди и не может сбежать от своей истинной идентичности. Обратная сторона той же монеты заключается в том, что «обращение» еврея не может превратить принятое им вероисповедание в иудаизм силой того факта, что еврей «обратился». И в отношении реформистского движения принцип тот же.
Что такое иудаизм?
Если бы нам понадобилось сформулировать всю суть иудаизма в одном предложении, можно было бы выбрать стих (Дварим 33:4): «Тора, которую заповедал нам Моше — наследие общины Яакова». Этот стих обычно поют детям с самых юных лет, чтобы внушить им что Тора и все ее законы и требования яв- ляются нашей священной и вечной обязанностью. На протяжении веков евреи старались делать все возможное для соблюдения Торы и Б-жественного завета, поскольку у горы Синай мы все вместн провозгласили: «Все, что говорил Г-сподь, исполним» (Шмот 19:8). Но что касается реформистского движения, то ниже я покажу, что оно полностью отрицает и то, что сегодня Тора по-прежнему действительна, и то, что она дана Б-гом.
Во что верят реформисты?
Я хочу начать с цитирования «Принципов реформистского иудаизма», которые опубликованы на официальном сайте Центральной конференции американских раввинов — руководящего органа реформистского движения. На Питтсбургской конференции 1885 года реформисты заняли следующую позицию по вопросу соблюдения заповедей: «В наши дни их соблюдение скорее препятствует, чем способствует современному духовному возвышению». Спустя более чем 100 лет, в 1999 году, представители реформистских общин снова собрались в Питтсбурге, но на этот раз решили прибегнуть к более традиционному тону: «[Заповеди] требуют обновленного внимания, отталкивающегося от уникального контекста нашей собственной эпохи». Несмотря на то, что реформистское движение, безусловно, смягчило свою риторику по сравнению с 1885 годом, главный месседж остается прежним: мы выберем те заповеди, которые имеют отношение к нашей жизни, отбросив те, которые нам не нравятся.
Точка зрения Торы
Тора утверждает что залогом святости является вечное соблюдение еврейским народом всех заповедей Всевышнего, что резко контрастирует с вышесказанным. Например, Тора повелела привязывать кисти-«цицит» на краях четырехугольной одежды, «… на протяжении поколений ваших… Чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди и были святы для Б-га вашего» (Бамидбар 15:38-40). Тора постоянно напоминает нам, что наш статус «царства священников и народа святого» обусловлен предшествующим стихом: «И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет…» (Шмот 19:5). Т.е. нет никаких временных ограничений и Тора является вечной истиной «на протяжении поколений ваших».
Реформизм и иудаизм — не одно и то же
Углубившись в исследование реформистской системы верований мы обнаружим, что разрыв между ней и иудаизмом намного больше. Утверждения которые содержатся в «Раввинском комментарии к принципам реформистского иудаизма» попросту бросают вызов воображению еврея.
Это может прозвучать шокирующе, но реформистские теологи отвергают даже первые слова Десяти Заповедей: «Я Г-сподь, Б-г твой» (Шмот 20:2; Дварим 5:6), утверждая что «Реформистский иудаизм не требует общих верований… Он включает людей, которые не уверены, верят ли они в Б-га, и тех, которые думают что они не верят в Б-га». После того, как реформистское духовенство предоставило в своей системе верований место для атеизма, оно усугубило проблему еще больше, решив подорвать авторитет Всевышнего. Реформисты называют Б-га «авторитарным» и добавляют, что его повеления можно игнорировать, потому что «с точки зрения моего нынешнего морального или общественного понимания они кажутся бессмысленными или даже ошибочными».
Нет никаких сомнений, что с учетом этих возмутительных утверждений — в числе многих других — реформистское движение не может быть определено как еврейское религиозное течение. Намного точнее будет описать реформизм как нееврейское движение, в котором состоят и служат евреи. То, что евреи объединились для создания новой теологии, еще не делает эту теологию еврейской.
Возрождение умирающего движения за счет Израиля
Таким образом, причина, по которой Главный раввинат и религиозные партии Кнессета изо всех сил бьются чтобы не подпускать реформисткое движение к Котелю, является очевидной. Если Израиль формально признает реформистское движение, почему «Евреи за Иисуса» не могут требовать такого же признания? В конце концов, среди членов этого движения тоже много евреев, так может и их теология может рассматриваться как легитимная? Легко заметить, что реформистские скамьи и сундуки опустели из-за массовых смешанных браков (которые тоже явно противоречат Торе) и неизбежной ассимиляции. Поэтому реформизму нужно было отыскать что-нибудь, что позволило бы простимулировать умирающее движение. Анат Хоффман, которая возглавляет реформистскую группу «Женщин Стены», оспаривающую статус Котеля, еще в 2013 году призналась в интервью BBC что битва за Котель, на самом деле, ставит целью пробудить у людей сомнения относительно традиционного иудаизма.
Для реформистского духовенства было бы намного лучше найти какой-нибудь другой стимул и оставить Котель и Израиль в покое. И кроме того, всем нашим братьям и сестрам — евреям, которые сегодня являются адептами новой религии, называемой реформистским иудаизмом, нужно найти путь домой и с гордостью провозгласить: «Все, что сказал Г-сподь, мы исполним… Тора, которую заповедал нам Моше — наследие общины Яакова».