Почему был разрушен Храм? И когда он будет отстроен вновь?
Рав Гедалья СПИНАДЕЛЬ
Широко известно утверждение Талмуда, согласно которому Второй Храм был разрушен из-за «синат хинам» — «беспричинной ненависти», и что именно с этой причиной связаны 2000 лет изгнания, не завершившегося до сих пор. Но правильно ли понимаем (и переводим) ключевой термин «сина», который использовали в данном утверждении наши мудрецы? Ведь от этого в немалой степени зависит то, когда закончатся наши беды.
Три значения понятия «сина»
Исследуя употребление слова שנאה («сина») в Торе можно заметить, что оно имеет несколько разные значения, поскольку отражает разные степени чувства «ненависти». Да и ненависти ли? Приведем три примера. «И увидел Б-г, второго сына, просто он любил ее не так сильно и страстно, как Рахель, о которой мечтал семь лет.
А вот другой пример использования того же слова: «И приснился Йосефу сон, и рассказал его братьям, и возненавидели его [за это] еще сильней» (Берешит 37:5).
что Лея нелюбима («снуа»), и открыл ее чрево» (Берешит 29:31). Возможно, правильно было бы понять именно как «ненавидима», а «нелюбима» — неточный перевод? Ниже в тексте Торы сама Лея использует это слово: «И зачала опять, и родила сына, и сказала: Ибо услышал Всевышний, что я нелюбима («снуа»), Он дал мне и этого. И назвала его Шимон». Конечно, женщина может сказать «он меня ненавидит», но очень часто она имеет в виду, что ее «недостаточно любят». Трудно себе представить, что Яаков мог ненавидеть жену, которая родила ему вот уже Мы понимаем, что в данном случае речь идет уже о настоящей ненависти: братья и до этого эпизода не желали видеть Йосефа, а теперь они не хотят его даже слышать, на что указывает глагол «йосифу» (ּיֹוסִפּו), который дословно можно перевести как «добавили». Если Лея, родив второго сына Яакову, жаловалась на «ненависть» (а точнее на нелюбовь) мужа, который предпочитает Рахель, то теперь сыновья Леи, мстят за мать, в полной мере возненавидев Йосефа, первенца Рахели. Эта ненависть привела к тому, что они продали Йосефа в рабство и лишь чудом его не убили.
Последний пример (Шмуэль II 13:15): «И возненавидел ее (Тамар) Амнон очень сильно, ненавистью сильнее любви, которой любил ее прежде, и сказал ей: убирайся!» открылась уже на пиру. Хозяин потребовал от Бар Камцы чтобы тот покинул его дом. Не желая быть опозоренным публично, Бар Камца готов был оплатить свое участие в за столье, однако хозяин отказал. Тогда Бар Камца сказал, что согласен взять на себя оплату половины угощения, а когда и это не помогло, то предложил заплатить вообще Здесь ненависть противопоставлена любви. И то, и другое — сильные чувства, и, как говорится, от любви до ненависти один шаг. Мудрецы в трактате «Авот» называют прежнее отношение Амнона к Тамар любовью, которая зависит от чего-то, и заканчивается, когда причина этой любви исчезает. В отличие от истинной, ничем не обусловленной любви, корень которой в стремлении давать, здесь была исключительно страсть — стремление взять, заполучить. Когда Амнон изнасиловал Тамар — овладел предметом своего желания — то любовь сменила «сина» — в данном случае это, скорее, чувство отвращения, чем настоящая, «классическая» ненависть.
Камца и Бар Камца
Так какое значение слова «сина» имели в виду мудрецы, говоря о причине разрушения Храма? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть наиболее известный пример беспричинной ненависти («синат хинам»), приведшей к разрушению Храма — историю о Камце и бар Камце из трактата «Гитин». Некий состоятельный иерусалимский еврей решил устроить большое пиршество. Он дал поручение слуге чтобы тот пошел и пригласил на пир его друга, которого звали Камца. Но слуга ошибся и пригласил совершенно другого человека по имени Бар Камца, не зная о том, что его господин считает этого Бар Камцу своим врагом. Ошибка за все застолье. Но хозяин отказался не согласился даже на этот вариант и выгнал Бар Камцу на глазах у всех. Среди гостей присутствовали мудрецы Израиля, однако они промолчали и не воспрепятствовали изгнанию Бар Камцы. Опозоренный и униженный Бар Камца затаил обиду. Желая отомстить, он оклеветал своих братьев-евреев перед императором, ложно обвинив их в подготовке восстания против Рима. Для того чтобы император мог убедиться в злокозненности евреев, Бар Камца предложил ему отправить в Храм жертвенного тельца. Бар Камца утверждал, что евреи под тем или иным предлогом откажутся принести императорского тельца в жертву, и это станет исчерпывающим доказательством их бунта. Император согласился. В процессе доставки подаренного тельца в Храм Бар Камца специально нанес животному малозаметное повреждение, прекрасно зная, что законы храмового служения запрещают приносить в жертву животное если у него обнаружены даже минимальные физические дефекты.
Мнения мудрецов Торы разделились. Некоторые говорили, что нужно принести этого тельца в жертву, несмотря на запрет, из-за заповеди «даркей Шалом» («пути мира») — обязанности жить в мире с другими народами. Но Захария бен Авкил, имевший большой авторитет в собрании мудрецов, убедил остальных в том, что заповедь «даркей Шалом» не позволяет пойти на нарушение запретов, связанных с храмовым служением. Когда стало известно, что Бар Камца умышленно нанес увечье этому тельцу чтобы опорочить евреев перед императором, некоторые предлагали предать его смерти по закону о преследователе («дин родеф»), но Захария бен Авкил выступил против и убедил остальных не делать этого, чтобы не создавать опасного прецедента: убей они Бар Камцу, и в будущих поколениях могли бы прийти к ошибочному заключению, что смерти подлежит любой, кто причинил увечье жертвенному животному.
В итоге, как и планировал Бар Камца, император, узнав об отказе принести его дар в жертву Б-гу, разгневался, сочтя поведение евреев оскорблением, и повелел разрушить Иерусалим и Второй Храм.
Что соответствует понятию «сина» в этом рассказе? Поведение и чувства хозяина, который прогнал Бар Камцу из своего дома? Или поведение мудрецов Израиля, которые стали свидетелями оскорбления, публично нанесенного Бар Камце, но ничего не сказали и не сделали? Или «беспричинная ненависть» это клеветнический донос Бар Камцы? По мнению рава Ханоха Гевхарда, очень важным моментом в данном рассказе является ненависть хозяина к Бар Камце — изначально скрытая. Если бы Бар Камца знал о том, что хозяин торжества настолько его ненавидит, он не пришел бы на пир, и трагедии можно было бы избежать. Но можно ли трактовать чувства хозяина по отношению к Бар Камце как «беспричинную ненависть»? А вдруг у него были очень веские причины ненавидеть Бар Камцу? И разве «логично» и «справедливо» из-за ненависти одного человека к другому разрушить Храм и осудить целый народ на изгнание, которое длится уже две тысячи лет? Давайте обратим внимание на слова Бар Камцы, обращенные им к самому себе: «Ведь там присутствовали мудрецы, и они не выступили, не остановили его. Значит, все согласны, поэтому оговорю их перед властями». Можно ли назвать отношение мудрецов к публичному унижению Бар Камцы «ненавистью»? Нет, скорее это безразличие. Даже если они и сочли поведение хозяина торжества неподобающим, то не подали виду. Они решили не вмешиваться — не так уж важно, по какой из возможных причин. В конечном счете, со стороны это выглядело как безразличие.
Бар Камца причинил римскому тельцу легкое, малозаметное увечье — то ли на веке, то ли на губе. Для неевреев такое повреждение не считалось чем-то значимым, животных с подобными дефектами приносили в жертву идолам. Однако еврейский закон запрещает приносить в жертву животное даже с такими увечьями. Возможно, в этом моменте мидраш учит нас, что здесь работал принцип «мера за меру». Тем, что Бар Камца нанес ущерб на веке или губе тельца, он как бы говорит: «Никто не поднял век, чтобы увидеть мое унижение и не раскрыл рта, чтобы сказать слово в мою защиту».
Если принять за основу данное рассуждение, то можно увидеть параллели с другим мидрашом, где сказано что Иову были посланы страдания в наказание за то, что на совете, созванном фараоном, Иов промолчал и не выступил против утопления в Ниле еврейских младенцев — «воздержался».
Если животное с изъяном приносится в жертву Творцу, то это является проявлением безразличия. У других народов безразличие ненаказуемо — они могут нести ответственность лишь за запрещенное действие, а предписывающих заповедей, неисполнение которых влечет за собой наказание, у них нет. Люди там не связаны воедино общей ответственностью и судьбой.
Но у евреев не так. Возможно, именно об наших мудрецов? Объяснений много, я приведу лишь две причины, которые представляются наиболее простыми.
Первая причина — слова пророка Ирмияу в Книге Эйха (4:20) о «Машиахе Всевышнего», который, судя по контексту, не являлся царем, помазанным накануне разрушения Первого Храма и Вавилонского изгнания (а именно эти вещи, на самом деле, являются центральной темой пророчества Ирмияу в Книге Эйха): «Дыхание жизни нашей, машиах Б-га попал в западню их, о ком мы говорили: под сенью его будем жить средь этом говорят слова из пророческого видения Йешаяу, которые мы читаем в «афтаре» после недельной главы Торы в Шабат накануне дня скорби Девятого Ава: «…И крови быков Я не желаю… учитесь творить добро…». Евреям заповедано нести ответственность друг за друга, еврей обязан наставлять, упрекать и, прежде всего, «любить ближнего как себя».
Такое понимание мидраша о Камце и Бар Камце позволяет нам по-новому взглянуть на утверждение Талмуда, согласно которому Второй Храм был разрушен из-за «синат хинам», а поколение, при котором Храм не отстроен, приравнивается к поколению, при котором он был разрушен. «Синат хинам» это безразличие, и Третий Храм будет построен, когда безразличие сменится у евреев безусловной и бескорыстной любовью друг к другу.
Почему Машиах должен родиться Девятого Ава?
В Иерусалимском Талмуде («Брахот» 2.4) написано, что Машиах родится Девятого Ава. На чем основано данное утверждение ментаторы объясняют, что речь здесь идет о праведном царе-Машиахе, который призван в будущем принести Избавление народу Израиля. До того как стать царем, он «попадает в западню». Великое разрушение и многочисленные трагедии Изгнания, о которых говорит пророк в Книге Эйха, это те события, которые еврейский календарь связывает с трауром Девятого Ава (в этот день Книга Эйха читается в синагогах).
И вторая причина или, скорее, первая. На протяжении всей истории еврейского народа день Девятого Ава был отмечен многочисленными трагедиями. Когда 12 представителей колен, отправившиеся из пустыни на разведку в Святую Землю, вернулись в стан, то 10 из них начали злословить об этой земле. В итоге 9-го Ава народ плакал, отказываясь входить в Землю Израиля. В наказание Всевышний обрек то поколение на смерть в пустыне. В Землю Обетованную вошло лишь следующее поколение, 40 лет спустя. В этот день с разницей в 490 лет были разрушены Первый и Второй Храмы. В обоих случаях были пролиты реки еврейской крови. За разрушением Первого Храма последовало семидесятилетнее Вавилонское пленение. 9-го Ава 132 г. н.э. римский наместник приказал вспахать Храмовую гору как поле. Три года спустя римские войска захватили крепость Бейтар, которая являлась последним оплотом восстания Шимона бар Кохвы, и тем самым был положен конец иудейским войнам. Согласно римским источникам, во время восстания Бар Кохвы погибло 580000 евреев, 50 городов, окруженных крепостными стенами, и 985 менее значительных поселений были полностью уничтожены, и почти вся территория Иудеи превратилась в выжженную пустыню.
Были и другие события. Например, в 1095 году в этот день римский папа Урбан II объявил о начале Первого крестового похода, приведшего к гибели десятков тысяч евреев и уничтожению многих общин. Девятого ава 1146 года, во время Второго крестового похода, прокатились погромы по еврейским общинам Германии и Франции. В 1290 году в этот день началось изгнание евреев из Англии. В 1306 году на исходе Девятого Ава был издан королевский указ об изгнании евреев из Франции. Им предписывалось оставить все свое имущество. В 1348 году в этот день евреев Европы обвинили в том, что они отравляют колодцы и стоят за эпидемией чумы. По Европе прокатилась волна погромов. Девятого Ава 1492 года королевская чета Испании Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Ка- стильская издали указ о том, что евреи должны быть изгнаны из Испании. В 1555 году Девятого Ава евреи Рима переселены в самое первое в мире гетто. 12 лет спустя в гетто отправили и всех остальных итальянских евреев. В 1648 году банды Богдана Хмельницкого вырезали Девятого Ава многие десятки тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии. В 1882 году в этот день по Российской империи прокатились погромы. В 1914 году в этот день началась Первая мирцовая война. В 1942 году Девятого Ава в 1942 году началась депортация евреев из Варшавского гетто и был введен в эксплуатацию лагерь смерти в Треблинке.
Из агадических рассказов, связанных с Девятым Ава, следует что трагедии, постигшие еврейский народ в этот день, посланы нам для того, чтобы мы начали ощущать глубокое сочувствие ко всем евреям, и чтобы это побудило нас делать все возможное, чтобы помочь им. Мы должны помогать другим во всем, в чем мы может им помочь. На нас возложена обязанность помочь тем, кто «далек», приблизиться к осознанию вечной милости Творца, которая проявляется даже в часы трагедий (об этом, в частности, свидетельствуют слова, произносимые нами во втором отрывке «Шма, Исраэль»).
Для тысяч русскоязычных евреев «роль Машиаха» отчасти исполнил наш учитель рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти, который и родился, и ушел в мир иной в канун Девятого Ава.