Заповедь о почитании родителей жены
Рав Лейб Нахман ЗЛОТНИК
В трактате «Шабат» Вавилонского Талмуда (23б) сформулирована очень важная закономерность и сразу же приведен реальный факт, который ее подтверждает. Рав Уна сказал, что тот, кто исполняет заповедь зажигания свечей (субботних, праздничных или ханукальных) согласно всем правилам, обязательно удостоится сыновей, которые станут мудрецами Торы. А вот и история, иллюстрирующая истинность данного утверждения. Когда рав Хисда проходил мимо дома своего будущего тестя, великого мудреца Торы рава Шизви, то обратил внимание на то, что хозяева дома с большой точностью исполняют заповедь зажигания свечей. Рав Хисда пророчески заявил, что из этого дома выйдет великий мудрец Торы. Рассказывает Талмуд, что слова раввина исполнились в полной мере и хозяева этого дома удостоились обрести в качестве зятя рава Шизви, который в будущем стал величайшим мудрецом Торы. Здесь мы становимся свидетелями того, что Талмуд не делает различия между сыновьями и зятьями.
Теперь обратимся к мидрашу, где объясняется стих из Торы, в котором рассказывается о том, что Яакова, убитого горем от известия о гибели его любимого сына Йосефа, пытаются утешать все его сыновья и дочери (Берешит 37:35). Согласно простому пониманию Писания, у Яакова была только одна дочь, Дина. Почему же в этом месте говориться о дочерях во множественном числе? Одна из версий, предлагаемых в мидраше («Берешит Раба», «Ваешев» 84.21, слова которого приводит Раши, комментируя это место в Торе), гласит, что имеются в виду не дочери, а невестки. А дочерьми они названы потому, что обычно жен своих сыновей люди называют дочерьми.
В респонсах великого ашкеназского законоучителя Рама (п. 133) мы также сталкиваемся с идеей о том, что зятья входят в число сыновей, и у него эта идея рассматривается как правило, влияющее на закон. В качестве доказательства Рама приводит отрывок из Иерусалимского Талмуда, где мудрецы разъясняют благословение, данное Яаковом колену Йеуды: «Не отойдет скипетр от Йеуды и законодатель из среды потомков его» (Берешит 49:10). «Не отойдет скипетр от Йеуды» — это главы еврейских общин в диаспоре; «и законодатель из среды потомков его» — это сыновья Илеля: эти из потомков сыновей Йеуды, а эти — из потомков его дочерей. Другими словами, дети сыновей и дети зятьев одинаково считаются потомством человека, то есть сыновья и зятья для него равны.
Для чего Тора сообщает нам, что сыновья и зятья для отца равны? Что бы ответить на этот вопрос, вспомним еще один мидраш.
«Так сказал Давид Шаулю: «Отец, взгляни, край плаща твоего в руке моей» — отсюда мы учим, что каждый обязан почитать своего тестя так, как обязан почитать отца» («Мидраш Теилим» 7.4). На основании этого мидраша составитель кодекса «Шулхан Арух», регламентирующего поведение еврейского народа, постановил: «Каждый обязан почитать своего тестя» («Йорэ Деа» 240.24).
В комментарии «Байт Хадаш» на свод законов «Арбаа Турим» приводится, что каждый обязан так же почитать и тещу. Однако, по мнению автора комментария «Байт Хадаш», обязанность почитания родителей жены отличается от обязанности почитания собственных родителей. На каком основании делается такое заявление, если в мидраше сказано, что все мужья обязаны почитать родителей жены, как своих собственных? Дело в том, что эта идея была высказана раби Йеудой, а другие мудрецы не разделяют его точку зрения. Поскольку закон устанавливается, как правило, в соответствии с мнением большинства, понятно, что и в отношении почитания родителей жены за основу следует взять мнение большинства мудрецов. Но и по мнению большинства мудрецов есть обязанность почитать родителей жены, только законы их почитания несколько отличаются от законов почитания своих собственных родителей. По закону, уважать тестя и тещу нужно так же, как умудренных старцев. Точку зрения, высказанную автором комментария «Байт Хадаш», разделяют многие другие законоучителя: «Сифтей Коэн» (там же, п. 22), «Хаей Адам» (ч. 1, 67.24) и др.
И здесь возникает вопрос: что нового сообщает нам этот закон, гласящий, что родителей жены мы обязаны уважать как почтенных старцев? Ведь мы бы и сами могли догадаться, что тот факт, что почтенные старцы стали нашими тестем и тещей, не освобождает нас от обязанности их почитать – по меньшей мере, как прежде! В книгах законоучителей предлагается следующий ответ на этот вопрос. Даже если речь идет о ситуации, когда родители жены сравнительно молоды, и не являются уважаемыми всеми знатоками Торы, зять все равно обязан их почитать, не меньше, чем почитаемых всеми старцев.
В книге «Питхей Тшува» (там же, п. 20) приводится доказательство идеи, высказанной автором комментария «Байт Хадаш». В одном из предыдущих пунктов, рассказывающих о законах почитания родителей, приведенных в «Шулхан Арухе», говорится, что поскольку женщина после замужества должна посвятить себя заботам о новом доме, то она освобождается от обязанности почитания родителей (п. 17). И только в случае, когда муж не возражает, она может (и, соответственно, обязана) исполнять действия по почитанию родителей. Если бы муж был обязан почитать родителей жены, как своих, то просто не могло бы возникнуть ситуации, при которой он был бы против того, чтобы его жена проявила почтение своим родителям, ибо он сам обязан их почитать.
Виленский Гаон (там же, п. 32), пишет, что в приведенном выше мидраше, послужившем источником для «Шулхан Аруха», в отношении разбираемого нами закона нет расхождений. Гаон приводит еще один мидраш, из которого однозначно следует, что есть обязанность почитать родителей жены. Там рассказывается о встрече Моше со своим тестем Итро в синайской пустыне, как сказано в Торе: «И вышел Моше навстречу тестю своему Итро и поклонился ему и поцеловал его и поинтересовались они о благополучии друг друга» (Шмот 18:7). И в мидраше «Ялкут Шимони» («Итро» п. 268) из этого стиха мудрецы выводят обязанность почитать тестя и тещу. Представляется, что Виленский Гаон считал, что родителей жены муж обя- зан почитать как своих собственных. В книге «Сефер Харедим» (гл. 4) сказано, что муж обязан почитать тестя и тещу, поскольку он и его жена являются «двумя половинками одного целого», и родители одной половинки являются родителями и второй половинки.
В книге «Минхат Элиэзэр» (ч. 3, п. 33) доказывается, что заповедь почитания тестя и тещи не может быть заповедью самой Торы, так как она выводится из рассказа о Давиде. Однако в свете дополнительного источника этого закона, указанного нам Виленским Гаоном – истории с Моше и Итро, приведенной непосредственно в Торе, – вполне может быть, что обязанность почитать родителей жены является заповедью из Торы.