Особенности вынесения алахических постановлений в условиях нынешней пандемии
Рав Даниэль МАНН Раввин института «Эрец Хемда»
Перевод Гавриэля Фельдмана
Вопрос: На этот раз я постараюсь ответить на собственный вопрос. Какие наблюдения мы можем сделать касательно способа принятия алахических решений во время первой волны коронавирусного кризиса? Ответ: У меня, как у «человека, изучающего историю алахического процесса», захватывает дух, когда я думаю о разнице между инструментами, используемыми для принятия алахических решений в современном обществе, и теми инструментами, что применялись 200 лет тому назад, и даже 20 лет тому назад. После 2-3 месяцев наблюдений, а также непосредственного участия в процессе принятия таких решений в «Эрец Хемда», я хочу поделиться своим видением данной темы.
На самом базовом уровне, «нет ничего нового под солнцем». Обсуждение алахических правил, связанных с различными ситуация- ми, представляющими опасность для жизни («пикуах нефеш»), уходит в глубину веков. Аналогичным образом обсуждались и принципы регулирования вопросов, относящихся к стандартным темам (таким как Песах, Шабат, молитвы и т.д.), но с учетом особых, смягчающих обстоятельств. Примерами многочисленных обстоятельств подобного рода является, в частности, необходимость неотложного оказания медицинской помощи и технические сложности, которые с этим связаны.
Но на сей раз процесс выработки решений претерпел значительные изменения. Теперь местный раввин получал почти мгновенный доступ к последним, самым свежим медицинским рекомендациям и научной картине (впрочем, благодаря «сюрпризам», которые Всевышний посылает нам, по прошествии некоторого времени стало понятно, что многие научные данные не совсем точ- ны, — но для новых вирусов это не редкость). И это очень важно в ситуации, когда необходимо применять алахические правила и защищать еврейские ценности в нестандартных, специфических обстоятельствах. Поскольку раввин, который сталкиваясь со особыми ситуациями, может (а зачастую обязан) задавать вопросы экспертам, особую значимость приобретает степень его осведомленности раввина-«посека» в области науки, причем важен как общий бэкграунд раввина, так и то, держит ли он руку на пульсе в том, что касается COVID-19 (или, быть может, даже находится на шаг впереди, если он склонен придерживаться устрожающего мнения в ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни). Все мы принимали маленькие, но при этом критически важные решения по поводу безопасности в наших собственных домах – когда нужно максимально устрожить в том, что касается защиты здоровья, а когда необходимо «слегка отпустить поводья», но раввин тем более должен быть готов к этому, потому что его решения затрагивают всю общину.
Впервые в истории стали возможны оперативные и постоянные коллегиальные обсуждения, с участием больших групп раввинов. Эти контакты, в которых принимал участие и наш институт «Эрец Хемда» (благодарим за это рава Р.Тарагина), оказались действительно мощным и эффективным инструментом. Раввин с классическим «вопросом о короне» имел возможность изложить этот вопрос перед целой группой раввинов и получить последние указания рава Ашера Вайса, рава Римона, Главного раввината Израиля и т.д. — и все это в течение считанных минут. Неотложные вопросы из этой области (как хоронить умерших от короновируса, какие облегчения допустимы в законах Песаха, когда идти в микву и какие предосторожности необходимо при этом соблюдать, и т.д.) оперативно представлялись на рассмотрение алахическим авторитетам, в т.ч. таким как рав Хершель Шахтер1 и рав Мордехай Виллиг2. Раввины различных направлений, придерживающиеся разных подходов и находящиеся в разных местах, в режиме реального времени дискутировали о том, насколько необходимо (а когда стало понятно, что необходимо, то с какого именно момента необходимо) последовать примеру Раввинского Совета округа Берген в Нью-Джерси, который действовал очень решительно, закрыв синагоги до того, как это предписали сделать местные власти. Многие раввины, вслед за равом и доктором-инфекционистом Аароном Глаттом, делились друг с другом информацией о том, как видят проблему местные инстанции системы здравоохранения. Хорошо понимая как общую опасность, так и уникальные обстоятельства каждой общины, раввины должны были следовать консенсусу там, где это представляется правильным, и в то же время искать уникальные решения там, где этого требовали нюансы конкретной общины.
Конечно, утверждение о том что большая сила несет в себе большие риски, в целом вполне применимо к информационным технологиям. Будет ли подорван авторитет местного раввина, если его прихожане будут иметь возможность найти (и распространить) мнения, которые противоречат даваемым этим раввином указаниям (или, как минимум, кажутся таковыми) – почерпнутые онлайн или из электронного бюллетеня другой синагоги? Возможно, наша статья на английском языке о рекомендуемой стратегии проведения молитв в карантинный период, когда израильские миньяны открылись, подтолкнула некоторых читателей, которые живут в диаспоре, отказаться от следования местным рекомендациям, в соответствии с которыми даже «балконные миньяны» пока что находятся под запретом? Или, быть может, обсуждение сценария, касающегося определенного места, будет превратно истолковано и использовано, несмотря на то, что ситуация в этом месте изменилась в худшую сторону? Вообще, риск того, что руководством Торы будут злоупотреблять, существовала всегда, но если все делать правильно, то выгода перевесит ущерб. Точность и повышенное внимание к деталям, особенно при написании алахических документов, очень важны для решения этой проблемы, хоть, к сожалению, и не способны устранить ее полностью.
Очевидно, что с точки зрения здоровья людей, их занятости, а также психологической стабильности и общественного порядка технические новшества оказались очень полезны и востребованы в ситуации вынужденного локдауна и социального дистанцирования, в которой все мы вынуждены пребывать. А выше мы кратко объяснили, почему в отношении нашей задачи осуществлять на практике вневременные алахические принципы мы тоже можем сказать, что Всевышний в какой-то степени «принес [частичное] лечение до самой болезни».
1 Рош ешива в Теологической семинарии рава Ицхака Эльханана (Eshiva University), алахический консультант Orthodox Union.
2 Рош ешива в Eshiva University, глава Beth Din of America.