№53, Рав Даниэль Манн

О передаче трумы коэну

Рав Даниэль МАНН

Раввин института «Эрец Хемда»

Перевод Гавриэля Фельдмана

Вопрос: Когда я отделяю «труму»и «маасер»2, может мне лучше отдать «труму» коэну, вместо того чтобы завернуть ее и выбросить?

Ответ:  Во-первых,  давайте  выясним, что  может  сделать  коэн  с  полученной  трумой. Запрещено есть труму, если тот, кто ее ест (Рамбам «Илхот трумот» 7.1), или сама она ритуально нечисты (Там же, 2.14). Коэны, живущие в наше время, считаются нечистыми, даже если они окунулись в микву, поскольку у нас нет пепла красной коровы, без которого невозможно снять ту ритуальную нечистоту, которая возникает при контакте  с  трупом  человека.  (Законоучителя полагают, что коэны контактировали с трупами людей в тот или иной момент, несмотря на то что им запрещено это делать.) Следовательно,  коэн  будет  лишен  возможности есть труму.

Не  всякая  трума  является  нечистой,  поскольку твердый продукт питания становится нечистым лишь в том случае, если он был «мухшар  лекабель  тума»,  т.е.  «подготовлен к  принятию  нечистоты»  путем  соприкосно- вения с одним из «семи напитков»3   (обычно это просто вода), осуществленного для пользы владельца этого продукта (Ваикра 11:38; Рамбам «Тумат Охалин» 1.1-2), что случается лишь иногда.

Коэн может кормить чистой трумой своих животных (Рамбам «Трумот» 6.1). Большое количество трумы, которую централизованно отделяют от урожая, принято отправлять в зоопарки и сафари-парки, предварительно передав  находящихся  там  животных  в  собственность  коэна.  Изначально  трума,  которая пригодна к употреблению в пищу человеком,  не  должна  отдаваться  животным. Тем не менее, авторитеты облегчили в этом вопросе,  поскольку  коэны  в  любом  случае не будут ее есть. (см. «Дерех Эмуна» там же, 10).  Если  трума  нечиста,  ее  нужно  сжечь, но коэн может извлекать пользу из ее сжигания (Рамбам, там же, 2.14). Поэтому трума, отделяемая от оливкового масла, может быть использована коэном для освещения в лампах и свечах.

Однако вопрос, который Вы задаете, не о благосостоянии   коэнов,   а   о   возложенной лично  на  Вас  заповеди  дать  коэну  труму, даже  если  данный  конкретный  коэн  не  хочет ее получить. Но заповедь ли это на самом деле? Совсем не факт. Рамбам и Рамбан («Сефер  а-Мицвот»,  «шореш»  12)  спорят о том, являются ли «афрашат трума» (отделение трумы) и передача ее коэну двумя частями одной заповеди, или это две отдельные заповеди. И хотя оба они считают, что дать труму  коэну  это  заповедь,  автор  «Нетивот а-Мишпат» (243.8) пишет, что нет обязанности передать ее физически. Вместо этого достаточно просто отложить в сторону часть урожая, предназначив ее в качестве трумы, и Всевышний определил, что она принадлежит коэнам, а хозяин урожая лишь решает, какой конкретно коэн может прийти и забрать ее. Автор  «При  Хадаш»  («Йорэ  Деа»  61.1) предполагает,  что  именно  по  этой  причине не произносят благословение на выполнение заповеди  если  кто-то  лично  вручает  коэну труму. Тем не менее, ряд авторитетов считает что передать коэну труму лично — заповедь (см. мнения, приведенные в «Дерех Эмуна», «Трумот» 2.361).

Несмотря на то, что существуют мнения, согласно  которым  дать  коэну  труму  —  это заповедь, многие алахические авторитеты говорят, что в наши дни человеку не  следует давать труму коэну. Большой вопрос, стоит ли нам полагаться на презумпцию, согласно которой  любой  еврей,  который  утверждает  что  он  коэн,  является  кашерным  коэном (Шах «Йорэ Деа» 322.9 приводит дискуссию на эту тему). Хазон Иш («Шмита» 5.12) утверждает, что поскольку сегодня у нас нет раввинского  суда,  который  осуществлял  бы расследование,    позволяющее    установить правомочность претензий коэнов на этот статус, у нас нет оснований доверять им в том, что им позволено получать труму. Согласно Хазон Ишу, это причина, по которой давать им труму неправильно. Рама («Орах Хаим» 457.2)  приводит  два  мнения  относительно того,  нужно  ли  жителю  диаспоры  отдавать коэну «халу»4, отделяемую от теста (в этом отношении законы «халы» параллельны законам трумы), поскольку в диаспоре «халу» может  съесть  даже  тот  коэн,  который  является  «тамэ  мет»  (нечистым  по  причине соприкосновения  с  трупом  человека),  при условии что он еще слишком молод для того чтобы нечистота выходила из его собственного тела. «Мишна Брура» (457.22) объясняет мнение, согласно которому сегодня нет такой обязанности, тем, что родословные коэнов недостаточно надежны. Маарит (I.85) и ряд других авторитетов считают коэнские родословные   достаточно   надежными   для того чтобы дать им труму — например, ритуально  нечистое  оливковое  масло,  которое можно  сжечь  как  постановил  Рама  в  своиз примечаниях  к  «Шулхан  Аруху»  («Йорэ Деа» 331.19).

Еще одна причина не давать коэну труму состоит  в  том,  что  на  хозяина  урожая  возложена  обязанность  предотвратить  доступ к  труме  посторонних  людей,  чтобы  кто-нибудь из них по ошибке ее не съел («Псахим» 33б). И хотя Рама (там же) придерживается облегчающего мнения, полагая, что коэны не допустят ошибки, однако он говорит лишь о  том  случае,  когда  коэн  может  получить пользу от этого подарка — не просто о номинальном вручении коэну трумы, позволяющем дающему исполнить заповедь (возможно), а о том, чтобы коэн все же мог как-то воспользоваться этой трумой.

Исходя из вышесказанного можно подвести  итог.  Принятая  стандартная  практика, в рамках которой мы не даем труму коэну (не считая  организованных  пожертвований  продуктов животным) — это не следствие лени. Данная практика является алахически обоснованной.

Дословно «дар». Тора обязала отделять часть урожая и отдавать ее коэнам — священническому сословию, потомкам Аарона по мужской линии.

Десятина. Десятина. Согласно Торе, от плодов и съедобных растений, выросших в Земле Израиля, нужно отделять«маасер», а без этого они запрещены к употреблению в пищу. Другой смысл слова «маасер» — это «цдака» (букв. справедливость») — десятая часть доходов, который еврейский закон предписывает жертвовать на нужды бедных.Существует общее понятие «трумот у-маасерот», включающее в себя части урожая, которые отдавались коэнам, левитам и неимущим, или же предназначались для съедения самими владельцами в Йерушалаиме. В него включены:— «Маасер ришон» («первая десятина»), которую передавали левитам.— «Маасер шени» («вторая десятина»), который отделяли в первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последнего года Шмиты (седьмого года еврейского календарного цикла). Эту десятину необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников (Песах, Шавуот и Суккот).— «Маасер они» («десятина бедняка») отделяли в третий и шестой годы и отдавали неимущим.— «Трума».Помимо этого, от домашнего скота отделяли «маасер бэема» — десятину, которая передавалась Храму: каждое десятое из кашерных животных, родившихся начиная с 1-го Элуля (день начала еврейского года в том, что касается определения возраста домашних животных).

Это жидкости, которые способны принимать и передавать ритуальную нечистоту: вода, роса, кровь, вино, оливковое масло, молоко и пчелиный мед, а также их производные.4Отделяемая от теста часть, которую во времена Храма отдавали коэнам, а сейчас сжигают.

Поделиться: