№58, Рав Гедалья Спинадель

Мщение Б-га и месть Мидьяну

Рав Гедалья СПИНАДЕЛЬ

В Торе написано: «Не мсти» (Ваикра 19:18). Месть — дело Всевышнего, как сказано: «Мне отмщение, и Я воздам» (Дварим 32:35). И каждый вечер, перед сном мы читаем отрывок из «Шма, Исраэль», предваряя его словами: «Вот я прощаю всех, кто обидел меня, или досаждал мне, или согрешил предо мной, нанеся ущерб моему телу, либо имуществу, либо доброму имени, и всему, что есть у меня, по принуждению или по своей воле, по ошибке или умышленно, словом или делом — и да не будет никто наказан из-за меня». А наш праотец Яаков даже на смертном одре вспоминал как Шимон и Леви мстили Шхему, который изнасиловал и похитил их сестру Дину, и мужчинам его города — причем вспоминал в негативном ключе: он проклял гнев братьев.

Месть народу — единственное исключение

Б-г повелел Моше (Бамидбар 31:2): «Соверши возмездие за сынов Израиля над мидьяним…» Моше Рабейну выполняет приказ Творца: «И сказал Моше народу: «Соберите людей в войско и станьте над Мидьяном, чтобы воздать Мидьяну мщение Б-га» (там же, 31:3). Но как это понять в свете вышесказанного? И более того, Моше много лет «ел хлеб» Мидьяна, когда жил там в доме тестя, праведного Итро, с женой-мидьяниткой. А как же долг благодарности, который Творец учил отдавать даже мучителям-египтянам, враждебной родне (Эдому и Моаву), и даже дереву и колодцу? Если Б-г решил уничтожить Мидьян, Он мог бы наслать мор и не отправлять евреев воевать. Ведь в дни праведного царя Хизкияу Всевышний умертвил у стен осажденного, голодающего Иерусалима огромную ассирийскую армию, насчитывавшую 185 000 воинов. Или Мидьян –это такое исключение? Вернемся к запрету мстить. Полностью стих звучит так: «Не мсти и не поимей злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего твоего, как самого себя. Я Г-сподь» (Ваикра, 19:18).

Не мсти и не держи зла

Означает ли это, что «не мсти» относится только к своему народу? Нет. В первый раз Тора велит отомстить именно еврею, причем за убийство раба-нееврея: «Если ударит человек (еврей) палкой раба или рабыню, и умрет под его рукой, отомсти ему непременно (казни)» (Шмот 21:20). Аналогичным образом, мы видим что запрет убивать в Торе не отменяет права кровной мести за убийство: «Кровомститель (הדם גאל), он умертвит убийцу, встретив его, может его умертвить» (Бамидбар 35:19), поскольку в мире действует принцип Творца «мера за меру», который выражается, в том числе, и в том, что «прольется кровь пролившего кровь».

Попробуем понять, за что и зачем мстить Мидьяну? И в чем суть и цель Б-жественной мести, о которой говорит Тора? Итак, у людей мотивы и цели мщения могут быть разные. Но Милосердный и Справедливый лишен корысти, Он желает лишь даровать добро человечеству.

Причина Б-жественной мести

Логичным будет дать следующее объяснение. Задача, которую Всевышний ставит перед евреями в отношении Мидьяна, и цель предписанного Им отмщения в том, чтобы положить конец преступному принципу и действию преступников, как мы можем видеть во всех случаях мести в Торе: нужно восстановить справедливость, а месть позволяет осознать пагубность и бесперспективность греховного поведения. Помимо логики, на это намекает гематрия слова נקם («отомсти»), которая равна 190. Число 190 буквенно записывается как קץ, а две эти буквы вместе образуют в еврейском языке слово «конец».

Слово נקם можно представить как קם-נ, т.е.

«восхождение נ (нун)»: буква נ соответствует числу 50, которое в еврейской традиции, означает выход за рамки этого мира, в об- ласть трансцедентного. Там, где Б-жественное, никакой грех невозможен. Т.о. в слове נקם содержится намек на осознание невозможности существования если грех будет продолжаться.

Царь Давид сказал в Теилим: «Падению злодеев будет радоваться праведник». Месть, заповеданная Б-гом, приближает «Конец времен» — исправление человечества и приход Машиаха.

Сразу после того как Шимон и Леви убили Шхема и вырезали все мужское население его города, Яаков начал упрекать и обвинять их.

«Неужели позволить так обращаться с нашей сестрой?» — ответили они отцу. Но Шимон и Леви были неправы, поскольку действовали в гневе, не подумав и не спросив Яакова. Аналогичным образом, под воздействием гнева, они позже действовали в отношении Йосефа. Но совсем другое дело, когда отомстить велит Небесный Отец…

Возможно, месть избавляет души от посмертного наказания. 24000 убитых Шимоном и Леви переродились на более высоком уровне как 24000 потомков Шимона, мстившего им. За грех Зимри, главы колена Шимона, совершенный с молчаливого согласия всего колена Шимона, Всевышний покарал это колено мором, уничтожившим 24000 человек. Они переродились на еще более высоком уровне, как 24000 погибших учеников раби Акивы.

Мидьян: Лот и Лаван — Балак и Билам

Написано в Торе: «И послал их Моше в войско по тысяче от колена, их и Пинхаса, сына Элазара а-Коэна» (Бамидбар 31:6).

Пинхас, который возревновал за Б-га и убил (отомстил) Зимри, тоже должен был идти на войну против Мидьяна. Согласно традиции, Элазар а-Коэн, сын Аарона, женился на дочери Итро. Таким образом, Пинхас являлся внуком и Аарона, и мидьянитянина Итро, Интересно, что мидьянитянин Итро дал своему зятю Моше совет, как вершить суд. В самом названии Мидьян можно усмотреть намек на это: его можно отобразить как דין-מ («ми-дин» – «из суда»).

Тора рассказывает, что в той войне были убиты пять царей Мидьяна, а также колдун Билам, причем последнего, согласно мидрашу, убил мечом Пинхас. Чем же были столь опасны Балак и Билам, что их потребовалось нейтрализовать, если проклятия последнего Б-г уже превратил в благословения, а Балак понимал, что без проклятия у него нет никаких шансов поразить еврейский народ? И почему оба они так стремились поразить и уничтожить народ Израиля? Традиция сообщает, что Балак был моавитянином — потомком Лота, племянника Авраама. Чтобы спасти Лота из плена Авраам рисковал жизнью. И в значительной степени именно заслуги Авраама стали позднее причиной спасения Лота из Сдома. А Билам был потомком Лавана, брата Ривки и отца еще двух праматерей еврейского народа — Леи и Рахель.

Попробуем выяснить, почему же Балак возненавидел Израиль, несмотря на то что Авраам так много сделал для Лота? Мидраш раскрывает причину спора пастухов Лота с пастухами Авраама, после которого Авраам предложил Лоту разойтись в разные стороны, и тот ушел жить в Сдом. Пастухи Лота считали, что могут пасти свой скот где захотят, по всему Кнаану, поскольку Творец обещал эту землю Аврааму, но Авраам бездетен, а это значит что вскоре Лот станет его наследником. Но когда родился Ицхак, рухнули надежды Лота и его потомков унаследовать удел, дарованный Всевышним Аврааму. И вот теперь, когда потомки Авраама возвращались в Кнаан чтобы завоевать его, Балак попытался переломить ситуацию. По одному из мнений, Балак предвидел что от него (через Рут) в будущем произойдет Машиах, но не понимал как это произойдет, и поскольку он считал евреев «конкурентами», то решил их уничтожить.

Что касается Лавана, чьим потомком (а может и перевоплощением) был Билам, то он сказал Яакову: «Твои дети мои дети, и твои жены — мои дочери». Пасхальная Агада утверждает на основании этого что Лаван хотел уничтожить весь еврейский народ.

Как бы то ни было, попытки Билама и Балака уничтожить евреев уже были предприняты и не увенчались успехом. Так зачем нужно было им мстить? Попробуем ответить на этот вопрос, приняв во внимание опасность соединения сил этих злодеев, на которую, как мне кажется, указывают их имена и их числовые значения.

Сумма гематрий имен Лот и Лаван равна 127 (и это сумма числовых значений трех Имен Б-га — Авая, Эло-им и Й-а). Ту же гематрию имеет выражение из Аллеля (праздничных псалмов, прославляющих Всевышнего): «Зе Э-ли ве-анвеу» («Это мой Б-г, и прославлю Его!») . Число 127 вспоминают также в контексте истории с дочерьми Цлофхада, потому что оно указывает на праведность праматери Сары (ее возраст) и Эстер (число сатрапий в Персидской империи, где Эстер была царицей) — на их верность Б-гу и на единство Письменной и Устной Торы, чему и пытались противостоять Лот и Лаван.

Интересно, что гематрия имени Балак בלק равна гематрии имени Элияу-священника (הכהן אליהו), т.е. пророка Элияу, а согласно комментарию Раши, пророк Элияу это Пинхас. Под именем Элияу он принес жертвы чтобы поразить жрецов Баала, под этим же именем он должен возвестить о приходе Машиаха, но тогда, в войне против Мидьяна, его задачей было поразить Балака, который приносил жертвы с противоположной целью — чтобы проклясть еврейский народ. И он должен был возглавить поход еврейской армии против Мидьяна.

Земля Ицхака

Обратим внимание на имена пяти мидьянских царей. Само число пять — указание на Пятикнижие и царство, против которых они злоумышляли. И вот их имена: Эви, Рекем, Цур, Хур и Рева (,חור ,צור ,רקם ,אוי, רבע). Начальные буквы имен первых трех царей образуют слово «эрец» («земля»). А гематрия начальных букв имен последних двух царей составляет 208 и равна гематриям имен Пинхас и Ицхак. Пинхас уже спас евреев от мора, теперь он поразил царей, которые могли стать препятствием для жизни евреев в Земле Израиля, а впоследствии Йеошуа отправил Пинхаса разведать Землю Израиля, перед тем как евреи перешли Йарден. А в заслугу Ицхака, который был связан на жертвенни- ке, наш народ должен был вернуться в Святую Землю, и поэтому этой землей не мог завладеть Балак. Так начальные буквы имен пяти царей указывают на то, что «земля Пинхаса» это «земля Ицхака».

Лаван хотел ассимилировать потомков Яакова, чтобы они лишились своей духовной сущности — именно такой путь избрал для себя Лот, покинув Авраама и поселившись в Сдоме. Ту же самую цель — ассимилировать сынов Израиля — преследовали Билам с Балаком, когда отправили к евреям мидьянских красавиц, чтобы евреи соблазнились, развратились и отвернулись от Всевышнего. Именно поэтому повелел Творец «совершить возмездие» (נקמת נקם, досл. «мщением отомстить») в отношении Мидьяна. И прервать эту пагубную тенденцию сыны Израиля должны были лично.

День мщения —

причина трагедий 9-го Ава Учат наши мудрецы, что после того, как народ плакал из-за «докдада» разведчиков, оклеветавших Землю Израиля. Творец решил так: «За то, что вы напрасно плакали в ночь 9 Ава, у вас будет потом в этот день, о чем плакать». И с тех пор в этот день происходило множество трагедий, включая разрушение обоих Иерусалимских Храмов.

Но в чем общая причина этих и последующих трагедий? Какая основа нарушается постоянно? Что мы должны и можем исправить, чтобы прекратились наши беды, и пришел, наконец, Машиах? Б-г сделал 9-е Ава Днем мщения, и гематрия этого дня, באב תשעה, равна гематрии фразы «мщением отомстить» (נקמת נקם), которая, в свою очередь, оответствует второму утреннему благословению, а именно благодарности человека Всевышнему за то, что ты не идолопоклонник.

Когда Всевышний вывел сынов Израиля из Египта, он желал чтобы они сделались «посвященным народом и царством священников». Мидраш сообщает о том, что те, которые захотели остаться в Египте, погибли. Но и те, которые вышли из Египта, бежали после принятия Торы от горы Синай, как мальчишки после урока.

Да, разведчики напугали народ, но, что делать, если идти в Кнаан невозможно? «Вся община говорила: лучше б нам умереть в Египте… Разве нам не лучше вернуться в Египет?.. Стали люди говорить друг другу: назначим [другого] вождя и вернемся в Египет» (Бемидбар, 13:1-4). Выходит, что уже самое первое 9 Ава было связа- но с ассимиляцией, с желанием смешаться и жить как другие народы, связав с ними свою судьбу, восприняв их культуру и начав поклоняться тем же богам, которым служат они. Эту тенденцию можно проследить и в Храмовую эпоху, и в событиях Хануки и Пурима, и во время обеих мировых войн, в т.ч. в Израиле.

И пока мы не станем особым народом, который посвящен Ему, мы не сможем по-настоящему реализоваться как «царство священников» — светоч для всего человечества, чтобы объединить его и привести к Творцу. А в ином качестве, несмотря на все заслуги наших предков, если мы «не верим Ему и неверны, несмотря на все чудеса», то мы Ему не нужны. И раз за разом будут обрушиваться на нас беды, пока не осознаем, что мы действительно особый народ (что ясно всем окружающим), пока не примем Его с любовью и не пойдем навстречу Ему и Его вечному Свету!

Поделиться: