№61, Рав Даниэль Манн

Являются ли сырые спагетти «мукцэ»?

Рав Даниэль МАНН Раввин института «Эрец Хемда» 

Перевод Гавриэля Фельдмана

Вопрос: Открытая пачка спагетти выпала из навесного шкафа и ее содержимое рассыпалось на столе и по полу. Я смёл то, что было на полу, но оставил спагетти на столе, поскольку опасался, что это, возможно, «мукцэ». Один из моих сыновей сгрыз некоторые из них. Разрешено ли ему было их есть, или это действительно «мукцэ»? 

Ответ: Мы начнем с простого ответа, а после озвучим более смелую точку зрения. Для того чтобы не считаться «мукцэ», вещи должны входить в категорию «полезных предметов». К этой категории, безусловно, относятся и продукты питания. Статус еды, которая все еще не готова к употреблению, зависит от того, есть ли возможность приготовить ее разрешенным способом. Живой цыпленок в Йом Тов не считается «мукцэ», потому что ему можно сделать «шхиту» и приготовить его («Бейца» 2a). При этом в Шабат несъедобная сырая еда, которую хозяин не может сделать пригодной к употреблению разрешенным способом, является «мукцэ»(см. «Бейца» 27a).

Таким образом, простой ответ на Ваш вопрос сводится к тому, что сырые спагетти, которые не поставили на огонь до Шабата чтобы в Шабат они были готовы окончательно, это точно мукцэ, и так написано в книге «Тилтулей Шабат» (Боднер, стр. 102) и в других источниках. Но Вы могли убрать рассыпавшиеся спагетти и со стола тоже — точно так же, как Вы подмели их с пола, используя для их перемещения разрешенную утварь, при условии что Вам нужно убрать их чтобы нормально пользоваться поверхностью стола («Шулхан Арух», «Орах Хаим» 311.8; «Шмират Шабат ке-илхата» 22.36).

Тем не менее, действия Вашего сына, а также мои собственные детские воспоминания и приобретенный опыт отца маленьких детей, которые с удовольствием грызут и раскусывают сырые макаронные изделия, вдохновили меня пойти дальше и задаться вопросом: пусть это, безусловно, и не норма, но может этого все же достаточно чтобы считать данный продукт пригодным к употреблению? В Талмуде («Шабат» 128a) утверждается, что сырое мясо не является «мукцэ». Тосафот (в своем комментарии к этому месту) объясняют, что это мясо пригодно для того чтобы кормить домашних животных. Однако Рамбам («Илхот Шабат» 26.16) пишет, что Талмуд основывается на предположении, что сырое мясо пригодно к употреблению в пищу людьми, и такое определение дает «Шулхан Арух» (308.31). Несмотря на то, что речь идет о мясе, которое является номинально съедобным на уровне «маахаль бен Дросай»(т.е. доведено с помощью термообработки до трети или половины своей готовности — об этом спорят Раши и Рамбам), это не противоречит вышеприведенному мнению Рамбама, поскольку даже номинально съедобные продукты рассматриваются как полностью готовые к употреблению, а сам закон «маахаль бен Дросай» применяется, в том числе, и к тем продуктам, которые можно съесть сырыми.

Ряд других законов основан на допущении, что для того, чтобы избежать проблемы «мукцэ», не требуется, чтобы продукт обычно потребляли в сыром виде. Сырое яйцо не является «мукцэ» (см. «Шулхан Арух», «Орах Хаим» 328.38). Ржаные и ячменные зерна, по мнению «Маген Авраам» (517.2), не считаются «мукцэ». При этом благословение, которое произносится прежде, чем их съесть — «Ше-аколь…», как у продуктов, которые в основном считаются съедобными только после изменения своей изначальной формы (см.Рама, «Орах Хаим» 208.4). Важно отметить, что большинство законоучителей в наши дни уже не считают сырое мясо съедобным, что переводит его в категорию «мукцэ» (см. «Шмират Шабат ке-илхата» 20.28; в «Тилтулей Шабат» 20 цитируется мнение рава Моше Файнштейна). Но можно предположить, что причина такой точки зрения современных законоучителей в том, что мы редко слышим чтобы кто-то ел сырое мясо. Поэтому возможно, что некоторый хоть и малый, процент населения, грызущий сырые спагетти, может рассматриваться как те, кто ест необработанные зерна ржи и ячменя. (То обстоятельство, что любители сырых макаронных изделий не съедят всю пачку, ни на что не влияет, поскольку они все равно могут съесть любую часть ее содержимого.) Некоторые могут возразить, что спагетти «хуже», чем сырое мясо, потому что обезвоживание теста на фабриках является действием, которое «отдаляет» их использование и приводит к возникновению «мукцэ» (см.

«Шулхан Арух» 308.17). Однако в данной ситуации этот аргумент неприменим по нескольким причинам. Во-первых, в классической ситуации исключения из использования, которую рассматривает Талмуд, речь идет о винограде и инжире, которые сушат на солнце. И единственная причина, по которой эти плоды становятся «мукцэ», состоит в том, что сушка делает их непригодными к немедленному использованию («Мишна Брура» 310.9). Но если мы предположим, что сырые спагетти съедобны, то сушка не исключает их из использования! А во-вторых, есть даже более веская причина: при обезвоживании этих спагетти не сделали непригодным к употреблению изначально съедобный продукт, а взяли непригодное в пищу тесто, которое в любом случае нужно было дополнительно готовить, и придали ему некую устойчивую форму для того, чтобы продать. (См. более подробно об этом непростом вопросе в «Орхот Шабат 19.154).) Таким образом, мы не имеем возможности доказать, что сырые спагетти достаточно съедобны чтобы избежать проблемы «мукцэ», но, тем не менее, возможно, что это именно так.

Слово «мукцэ» происходит от слова «кацэ» («край», «граница»). Глагол «леакцот» означает «исключить», «ограничить». Предметы, от пользования которыми человек себя ограждает, и которыми он не собирается пользоваться вообще или временно, называются «мукцэ». Предметы, принадлежащие к категории «мукцэ», либо частично, либо полностью запрещено перемещать и использовать в Субботу. Процитированное определение приведено в статье «Законы о «мукцэ» в Субботу и праздники» рава Лейба Нахмана Злотника, которая была опубликована в МТ №56. — прим. пер.

Бен Дросай был разбойником, его постоянно преследовали, поэтому зачастую он не мог ждать, пока его еда будет прожарена до полной готовности и ел ее в полусыром виде.

Поделиться: