О захоронении усопшего в том месте, где он умер
Рав Лейб Нахман ЗЛОТНИК
Тому, насколько важно придать тело усопшего земле и сделать это как можно скорее и по всем правилам, необходимо посвятить большую статью, в которой будут объяснены те причины данного требования, которые поддаются человеческой логике и регламентируются законом, а также аспекты, связанные с тайнами Торы и полученные из каббалистической традиции. В книге «Хинух»1 говорится, что евреи, будучи святым и духовно чистым народом, хоронят своих усопших в строгом соответствии с законом, как сказано: «Похорони его в тот же день»2. Мудрецы Торы3 пишут, что ни в коем случае не следует пренебрегать телом, в котором некогда находилась душа. Подобно тому, как вид руин разрушенного дома, в котором прежде человек жил на протяжении многих лет, вызывает у него боль, так же и душа невероятно страдает, если к телу, в котором она пребывала в этом мире, относятся с недостаточным почтением (например, не хоронят, как положено): «Душа видит, что происходит с телом, в котором она находилась при жизни, и пренебрежительное отношение к нему причиняет ей невероятные страдания»4. В известной книге рава Моше Хаима Луцатто «Даат Твунот»5 сказано, что во время воскрешения из мертвых души оживут вместе с телами, в которых они пребывали, и великую плату, которая ждет человека за служение Всевышнему в этом мире, получат и его душа, и его тело, ибо тело тоже участвовало в служении.
Рассмотрим один частный вопрос, связанный с преданием тела земле. Существует очень важная заповедь, которая часто отодвигает все остальные дела — похоронить усопшего, которого некому хоронить. Такой усопший называется «мет мицва», что означает: «усопший, заповедь похоронить которого возложена на каждого члена общества». В Талмуде сказано, что такой умерший приобретает то место, где он скончался6. Еще при разделе Земли Израиля по родовым наделам, глава еврейского народа, Йеошуа бин Нун, поставил условие всем коленам, что «мет мицва» приобретает то место, на котором его обнаружили, будь то общественная территория или участок земли, принадлежащий частному лицу. Данное постановление было вызвано двумя причинами. Во-первых, это было нужно чтобы облегчить исполнение заповеди тому, кто будет заниматься захоронением останков умершего. Во-вторых, это позволяло избежать транспортировки трупа в другое место, поскольку транспортировка во многих случаях может быть сопряжена с недостаточно уважительным отношением к телу покойного7. Подчеркнем, что речь идет исключительно о Земле Израиля и об участках, принадлежащих евреям, поскольку условие, поставленное Йеошуа бин Нуном, распространялось исключительно на сынов Израиля (т.е. евреев), получивших надел в Святой Земле.
Актуален ли данный закон в наши дни? С одной стороны, почему бы и нет, ведь в основном еврейские законы неподвластны времени. С другой стороны, когда встал вопрос о том, как поступить с телами израильских солдат, погибших во время войны на израильской территории, которых во время боевых действий были вынуждены хоронить прямо на поле боя, то раввины постановили, что их останки следует перезахоронить на территории кладбища. Чем было вызвано такое решение? Ведь согласно закону, любой еврей, погибший на войне, считается «мет мицва» и следовательно, ему полагается участок, на котором он геройски пал в бою8? Дело в том, что в далеком прошлом существовали специальные организации, ответственные за то, чтобы каждое место захоронения, включая одиночные могилы, было помечено определенным образом. Это делали для предотвращения нарушений законов трупной (ритуальной) нечистоты. Поскольку эти законы во многом актуальны и сегодня, а организаций, ответственных за обозначение одиночных могил, сегодня не существует, то беспорядочное захоронение усопших может привести к нарушению данных законов. Именно это обстоятельство и обязывает сразу же, как только представится такая возможность, перезахоронить тело на территории официального кладбища.
Особенно это актуально в случае, когда смерть произошла в мирное время. Хотя условие, поставленное Йеошуа бин Нуном, не отменялось, и поэтому хозяин сада не может воспротивиться захоронению «мет мицва» на своем участке, – тем не менее, необходимо предать тело земле на общественном кладбище. Тем более, что в наше время транспортировка трупа осуществляется легко и быстро, не вступает в противоречие с требованием достойного отношения к усопшему, и не требует каких-то особых усилий даже от тех, кто непосредственно исполняет заповедь захоронения тех усопших, которых больше некому хоронить.
Все сказанное выше относится только к «мет мицва» или гибели воина на поле боя. Если у усопшего есть родственники и он не погиб во время военных действий, то о нем в условии, поставленном Йеошуа бин Нуном, речь не идет.
1 Заповедь 537.
2 Дварим 21:23.
3 См., например, «Орхот Хаим», «Йорэ Деа» стр.609.
4 «Сефер Хасидим» п.1163.
5 П.68.
6 «Бава Кама» 81а.
7 «Хазон Иш», «Бава Кама» 14.15 на основании комментария Тосафот, «Ктубот» 17а.
8 «Эрувин» 17а; Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Млахим» 6.12.