О порицании тех кто не делает прививки
Рав Даниэль МАНН Раввин института «Эрец Хемда»
Перевод Гавриэля Фельдмана
Вопрос: Есть родители, которые не делают своим детям прививки от кори, и тем самым подвергают людей в общине риску заболевания. Можно ли публично стыдить их, для того чтобы побудить сделать прививки?
Ответ: (Допускаем, что некоторые читатели сочтут наш ответ чересчур строгим, а других он разочарует, поскольку они решат что он слишком мягкий — часто подобные оценки свидетельствуют о разумном балансе).
Прежде всего, давайте выясним, что думают медики. (Мы не даем медицинских советов, если в вопросе не наблюдается консенсуса). Итак, корь — это высококонтагиозное заболевание, по меньшей мере неприятное, но куда важнее то, что оно может стать причиной тяжелых и долговременных проблем со здоровьем, а в некоторых случаях даже смерти. И наоборот, вероятность тяжелых проблем при вакцинации от кори крайне низка: как правило, она вызывает умеренный дискомфорт. Ее рекомендуют практически все врачи. Несмотря на то, что вакцинация не дает полной гарантии, она предотвращает заболевание корью более чем в 90% случаев. Таким образом, когда почти все население привито, ежегодно фиксируются единичные случаи заражения, и появляется шанс полностью искоренить заболевание. Там, где многие отказываются от вакцинации, возможна вспышка, как это произошло в Иерусалиме. В итоге, отдельно взятый привитый человек, скорее всего, не заразится, но определенный процент тех, кто сталкивается с вирусом, заболеют. Дети перед второй дозой немного более восприимчивы, а малыши, которым меньше года, и которые слишком юны, чтобы проходить вакцинацию, подвергаются большой опасности.
Алаха верит в необходимость следовать инструкциям врачей, как еврейских, так и нееврейских — до такой степени, что их предписания, направленные на спасение жизни, являются достаточной причиной чтобы преступить Субботние запреты, установленные Торой («Шулхан Арух» и Рама «Орах Хаим» 328.10). Если между врачами есть разногласия, решение принимается с учетом числа и уровня экспертизы сторонников каждого из мнений (см. «Биур Алаха» там же). Обязанность заботиться о здоровье ближнего является более строгим требованием, чем обязанность избегать нарушений («Хулин» 10a). Поэтому не уди- вительно, что законоучителя постановили, что того, кто отказывается следовать указаниями врачей в вопросах спасения жизни, можно принуждать к этому («Маген Авраам» 328.6). И это тем более очевидно в ситуации, когда человек подвергает опасности не только себя, но и других.
Если бы вакцинация производилась почти всеми, человек имел бы право принимать советы по медицине от врача, мнение которого не соответствует общепринятому, от раввина с особым взглядом на вещи, и т.д. — потому что риск, создаваемый небольшим числом непривитых, мал. Но когда это становится трендом, возникает опасность. А когда место, в котором вы находитесь, оказывается центром вспышки заболевания (потому что непривитых людей здесь чуть ли не большинство), ситуация становится смертельно опасной. Именно это происходит в Йерушалаиме в тот момент, когда я пишу этот ответ.
Теоретически, вышесказанного достаточно для того, чтобы принимать меры принудительного характера и заставлять людей делать прививки. Тем не менее, мы в «Эрец Хемда» выступаем против того, чтобы отдельные люди брали решение вопроса в свои руки начинали публично осуждать и позорить тех, кто не хочет прививаться — как старомодными способами, так и через социальные медиа. Прецедент потворствования подобного рода поведению чрезвычайно опасен для всего нашего общества: сегодня кто-то будет стыдить другого по медицинским причинам; завтра еще кто-нибудь начнет кампанию осуждения инакомыслящих по какому-нибудь религиозному вопросу; еще кто-то начнет клеймить политических противников и т.д. Необходимо понимать, что упрекая людей за совершение преступлений, нельзя делать это путем порицания, в особенности публичного (Рабмам «Илхот Деот» 6.8).
Мы верим в действенность мер, принимаемых теми, на кого возложена ответственность и кому дана власть. В подобных случаях руководство системы здравоохранения, в сотрудничестве с другими органами власти, должно предпринимать те шаги, которые их эксперты сочтут наиболее правильными. Очень часто общественное просвещение является более эффективной мерой, чем любые попытки принуждения, но власти обладают исключительным правом и даже ответственны перед обществом за то, чтобы принимать карательные меры, если это необходимо.
Что следует делать отдельному человеку и неформальному объединению? Принимать меры самозащиты. В условиях вспыщки заболевания абсолютно легитимно избегать контактов с непривитыми друзьями и родственниками, даже если это их обижает. В синагоге, по решению ее раввина или администрации, может быть объявлено о том, что всех тех, кто не прививается, просят не приходить и не приводить своих детей пока не окончится вспышка. Однако организованное порицание не может являться путем решения этой проблемы.