Получение видеозаписи, которая была сделана в Шабат
Рав Даниэль МАНН
Раввин института «Эрец Хемда»
Перевод Гавриэля Фельдмана
Вопрос: Недавно у моего сына состоялась бар мицва. В Шабат в синагогу пришел его нееврейский друг, который, как выяснилось, снимал некоторые моменты на свой телефон (если бы я заметил, то попросил бы не делать этого). Он говорит, что может переслать мне видео. Это, конечно, было бы замечательно, но могу ли я принять его предложение?
Ответ: Мазаль тов! Вы задали непростой вопрос, ответ на который заставляет думать и затрагивает ряд важных моментов. Еврею нельзя получать пользу от работы, которую нееврей выполнил в Шабат для еврея («Шабат» 122а). Если нееврей сделал ее для себя или для других неевреев, то еврей может получить от такой работы пользу (там же). Если извлечение пользы запрещено, то этот запрет длится на протяжении времени «би-хдей ше-яасу» — до того момента, когда можно было бы получить тот же результат если работа выполнена уже после Шабата («Бейца» 24б).
В Вашем случае период «би-хдей ше-яасу» не закончится никогда, поскольку если бы нееврей не снимал видео в Шабат, то записи интересующих Вас моментов вообще не появилось бы. Исходя из этого и других факторов, контент, полученный путем электронной записи, приравнивается к «объекту», от которого нельзя получать пользу, в какой бы то ни было форме.
Поэтому первый вопрос, на который мы должны ответить, следующий: для кого этот нееврейский гость снимал видео? Возможны четыре варианта: Если на самом деле имели место варианты №1 или №4, то извлекать пользу путем получения данной записи не запрещается. Если там был вариант №2, то пользоваться записью запрещено. А вот вариант №3 требует более подробного обсуждения.
1. Он делал это для себя, потому что испытывает дружеские чувства к Вашему сыну, и только потом захотел поделиться записью с Вами.
2. Он делал это для Вашей семьи, возможно даже зная, что вы не можете снимать видео сами.
3. Снимая видео, он имел в виду и себя, и Вашу семью.
4. Как это часто бывает в наши дни, люди снимают на видео интересные моменты и в этот момент не имеют каких-то четких намерений относительно снятого.
В барайте («Шабат» 122а) рассматривается ситуация, когда нееврей выполнил в Шабат работу для группы людей: в том случае, когда евреи составляют большинство членов этой группы, им нельзя получать пользу от того, что он сделал, но если большинство в группе составляют неевреи, то пользоваться результатом выполненной работы можно. Если же в группе равное количество евреев и неевреев, евреям запрещено получать пользу от выполненной работы. Почему в последнем случае тоже запрет? Раши пишет что здесь возникает сомнение относительно того, для кого сделана работа, и в случае такого сомнения мы устрожаем. Согласно другому подходу (см. «Мишна Брура» 276.16) мы считаем что нееврей действовал и для тех, и для других, а когда работа выполнена и для тех, и для других, пользоваться ее результатом запрещено. Рама («Орах Хаим» 515.6) пишет, что если мы знаем что нечто было сделано в Шабат и для евреев, и для неевреев, это запрещено даже в том случае, когда большинство составляют неевреи.
Таким образом, если бы мы действительно знали что работа была сделана и для него, и для вас, то пользоваться этой съемкой Вам было бы запрещено (см. «Биур Алаха» к «Орах Хаим» 276.2). С другой стороны, если нееврей, который выполняет работу, сам получает от нее пользу, мы считаем, что его первоначальным намерением было сделать ее, в первую очередь, для себя («Шулхан Арух» «Орах Хаим» 276.2; см. «Шабат» 122б). В то же время, автор «Маген Авраам» пишет, что если нам известно о выполнившем работу в Шабат что он имел в виду и себя, и евреев, то результат его действий запрещен. С его позицией согласны не все авторитеты («Мишна Брура» 276.17 в основном соглашается; см. «Биур Алаха» там же; см. обсуждение в «Орхот Шабат» 23.97).
Теоретически, если Вы знаете, для кого этот гость планировал снимать, или можете задать ему вопрос об этом в стиле «месиах лефи тумо» (досл. «отвлекающий от нечистоты его»: собеседник не знает, что ответ, который он даст, имеет для Вас важное алахическое значение) и он даст Вам «правильный» ответ, то с точки зрения буквы алахи получить от него запись и пользоваться ею разрешено. Тем не менее, мы считаем что это может стать плохим прецедентом. Вы правильно пишете, что если бы знали о том, что он осуществляет съемку, то вежливо сказали бы ему что не стоит делать это ни в синагоге, ни даже на частном еврейском субботнем мероприятии, которое проводится в узком кругу. Если люди увидят, что приглашение нееврейских гостей на субботние мероприятия может принести «пользу», данная практика может получить широкое распространение. Это может привести к возникновению ситуаций, противоречащих духу Шабата, а также к различным злоупотреблениям в вопросах алахи. В частности, запрещено намекать нееврею чтобы он снимал, или позировать перед камерой (анализ этих вопросов выходит за рамки данного обсуждения), но далеко не все хорошо знают эти и подобные им законы. Мы заявляем, что в целом нам не нужно чтобы события, имевшие место в Шабат, снимались на видео.
(В синагоге нам все равно потребуется получить разрешение раввина на съемку). Поэтому мы призываем фиксировать прекрасные моменты празднования бар мицвы в Субботу так, как их запечатлевали всегда — в мыслях и сердцах участников.