О проходе женщины сквозь уличный «миньян»
Рав Даниэль МАНН Раввин института «Эрец Хемда»
Перевод Гавриэля Фельдмана
Вопрос: Рядом со входом в мой подъезд собирается «корона-миньян». Некоторые мужчины, которые молятся в этом миньяне, стоят таким образом, что невозможно зайти в здание или покинуть его, не нарушив при этом чьи-нибудь «4 амы»2. Я женщина, и стараюсь не ходить там когда люди молятся. Для того, чтобы посадить сына в школьную подвозку, я прохожу перед началом молитвы «Амида». Но на прошлой неделе я была вынуждена пройти во время «Амиды» в одну сторону, и вернуться в обратном направлении во время ее повторения «посланником общины». Было ли это допустимо?
Ответ: В стандартной ситуации (о которой мы тоскуем), мы бы обвинили весь этот миньян и лично «преграждающих путь» в грубой неосмотрительности. Тем не менее, научно / статистически ясно, что существование уличных миньянов, участники которых сохраняют необходимую дистанцию друг от друга, спасло жизни — в национальном масштабе. Конечно, некоторые начнут спорить и спросят, а не лучше ли вообще всем тем, чья единственная безопасная возможность молиться в миньяне причиняет неудобства и затруднения другим людям, не идти в миньян и молиться дома? Тем не менее, есть все основания ожидать от еврейского общества что именно в вопросе о синагогах оно пойдет на определенные уступки (см. «Хошен Мишпат» 156.3). В «былые дни» люди спорили о плюсах и минусах организации миньянов в самолетах компании «El Al». Но в наши дни, когда идеальных вариантов нет, некоторые, и в том числе представители группы повышенного риска, в конечном счете окажутся в небезопасных и /или нелегальных миньянах. В силу этого, и в особенности потому, что Вы не жалуетесь, мы будем судить в сторону заслуг и предположим, что в целом этот миньян находит правильный баланс между задачей молиться и нуждами людей, которые этой задаче противоречат, и сосредоточимся на Вашей дилемме, связанной с прохождением сквозь строй молящихся.
Первый вопрос, которого мы должны коснуться — может ли женщина находиться близко к молящимся мужчинам. Наша община не требует наличия «мехицы»3 даже для миньяна, если молитва происходит в месте, которое изначально не предназначено для молитвы, в т.ч. если это дом, в котором сидят «шива», или самолет (см. «Living the Halachic Process» V, A-9; там приведены слова рава Моше Файнштейна, который разделяет между местами, которые открыты для прохода публики, и теми местами, которые, наоборот, закрыты). Невозможно с точностью сказать, на протяжении какого времени должен просуществовать миньян, чтобы мы начали считать место, в котором он находится, постоянным местом молитвы. Тем не менее, даже там, где «мехица» действительно нужна, женщина может пройти сквозь миньян в случае, когда в этом есть необходимость. Рав Файнштейн («Игрот Моше», «Орах Хаим» 5.12) отмечает что отдельно взятой женщине всегда разрешалось войти в место, где молятся мужчины — например, для того чтобы собирать цдаку. И хотя он пишет, что это следует делать лишь в особых случаях, Ваша ситуация совершенно точно относится к таким случаям.
Вне зависимости от того, есть или отсутствует в месте молитвы «мехица», мужчинам не следует молиться или учить Тору вслух, если в поле их зрения находится женщина, одежда которой не соответствует законам скромности («Шулхан Арух», «Орах Хаим» 75). Мы не чувствуем необходимости в том, чтобы перечислять Вам все, что подразумевается этими законами, поскольку в Вашем конкретном случае это вообще не является проблемой.
И, наконец, мы должны упомянуть закон, запрещающий проходить перед человеком, который молится «Амиду» («Шулхан Арух», «Орах Хаим» 102.4-5). (Во время повторения «Амиды» запрещено проходить только перед «хазаном», который ведет молитву от лица общины). Большинство законоучителей согласны в том, что хождение перед человеком, который молится, мешает ему сконцентрироваться. А что если он, на самом деле, не имеет ничего против? Это не имеет значения: поскольку молящийся не должен делать то, что вредит его сосредоточенности на молитве, он точно так же не должен позволять другим людям совершать такие действия в отношении него (аналогичную идею мы видим в Талмуде, «Бава Кама» 91б). Тем не менее, есть несколько причин, позволяющих облегчить в этом вопросе. «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 102.4) определил, что разрешено проходить сбоку от молящегося, и «Мишна Брура» (там же, 16) не приходит к окончательному выводу в вопросе, насколько проблематично прохождение спереди от молящегося, если двигаться по диагонали. Поэтому в случае, когда это очень нужно, можно положиться на облегчающее мнение. Безусловно, существуют различные жизненные обстоятельства и разные уровни нужды. Что касается Вашего случая, то у Вас действительно есть необходимость там проходить. И если мы не разрешим Вам и Вашим соседям этого делать, то организация «миньяна» в этом месте утратит целесообразность, а мы исходим из того, что он нужен и важен.
Базовый принцип, о котором пишет автор «Даат Тора» («Орах Хаим» 102.5), сводится к тому, что молящегося, который блокирует собой «проезд» (даже в синагоге), в определенном смысле приравнивают к человеку, который похоронен в общественном владении, и в силу этого «разрешает» людям проходить по своей могиле. Совершенно ясно, что никто не имеет права устанавливать «запретные зоны» и чинить препятствия людям, которые хотят зайти в собственный дом или выйти из него. Исходя из вышесказанного, то, что Вы сделали, абсолютно оправдано. (Насколько вообще стоит молиться в таких местах, где могут ходить люди — отдельный вопрос, который выходит за рамки нашего нынешнего исследования.) Ваше стремление не мешать молитве, если это возможно, представляет собой акт праведности. Помощь людей друг другу в практических и духовных нуждах имеет решающее значение в преодолении нынешнего кризиса.
1 «Миньян» (досл. «подсчёт») — молитвенное собрание, состоящее из десяти и более совершеннолетних мужчин.
2 «Четыре локтя». Запрещено приближаться к молящемуся спереди, вторгаясь в его личное пространство, т.е. приближаться к нему ближе чем на «четыре локтя».
3 «Мехица» — перегородка между мужской и женской частями аудитории в синагоге, на свадьбе и т.д.